еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Роман "Всё хоккей!"
geopolitika2008Дата: Воскресенье, 28.06.2009, 21:42 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
font=Times]Для затравки разговора о новом психологическом романе Елены Сазанович "Всё хоккей!" забрасываю рецензию Егора Скобелева, опубликованную в газете "Слово" в прошлом году.
[size=10]/рецензия/
БЕСПАМЯТСТВО ПАМЯТИ
Вечные вопросы в новом романе Елены Сазанович «Всё хоккей!»

Каждый человек хоть раз в жизни, да пожелал забыть ЭТО. Неприятный эпизод, обиду, плохого человека, неблаговидный поступок и многое-многое другое. Чтобы в сухом остатке оказалось так, как у героя знаменитой кинокомедии: «тут – помню, а тут – не помню»… Вот и роман Елены Сазанович «Всё хоккей!», журнальный вариант которого увидел свет в недавнем номере литературного альманаха «Подвиг», посвящен не только хоккею. Вернее, не столько хоккею, сколько некоторым особенностям миропонимания, стимулирующим желания/способности забывать все неприятное.
Именно так и живет главный герой (и антигерой одновременно) Талик – удачливый и даже талантливый хоккеист, имеющий всё и живущий как бог. Или как полубог, что практически одно и то же. Он идет по жизни, играючи, не совершая ошибок в своем понимании этой жизни. А если и совершая, то нисколько не раскаиваясь из-за таких «пустяков»: «Не я для мира, а мир для меня». Подобной житейской философии его учила мать, еще с детства: «Жалость… тянет назад. Человек совершеннее растений и животных. И поэтому не должен обращать на них внимания, чтобы не уподобляться им. Но, если человек хочет стать великим, он не должен обращать внимания и на людей». Поэтому сызмальства мать не только учила его индифферентному уму-разуму, но и всячески охраняла от невзгод и неприятностей.
Первая трагедия в его жизни – именно из детства, когда мальчик, закрывая окно, прищемил голубю крыло, и тот погиб (правда, сия трагедия была тут же «оттерта» новыми джинсами и мгновенно забылась). Вторая – из юности, когда Талик при одноклассниках издевался над старым военруком (который вскоре умер). Третья трагедия – первая любовь, когда успешный молодой хоккеист влюбился в торговку мандаринами. С первого взгляда. До умопомрачения. Впрочем, роман длился недолго – девушка умерла. Вроде бы мыла окна, подскользнулась на мокром подоконнике и упала - несчастный случай. Эту «неприятность» юноша забыл так же быстро, как и остальные. Потом от рака умерла мама, но сын (как она всегда его и учила), несмотря ни на что, улетел с командой за океан – побеждать на очередном чемпионате…
Эти, да и многие другие случаи можно расценить и как обычные, мелкие, незначительные, но можно и как исключительные, важные, определяющие. Виновен или нет – решать не большому или маленькому жюри, а самому человеку. Впрочем, Талик всегда решал в свою пользу: ведь всё – хоккей! Пока в один прекрасный день… не убил человека.
Он сделал это случайно. В одном из решающих матчей во время атаки он стремительно прошел по левому флангу, мощно размахнулся и сильно послал шайбу в ворота. Но почему-то рука дрогнула, шайба сорвалась с крюка и улетела на трибуны. И, как пуля, попала в одного из зрителей, который скончался прямо в ледовом дворце. Словно сама судьба хотела доказать, что он убивал не раз. И не только он.
С этого момента сюжет начинает бурно раскручиваться, как стремительная хоккейная контратака. Талик идет на могилу своей жертвы – некого Юрия Смирнова, там случайно встречает жену покойного и решает узнать: вдруг тот был плохим, никчемным человеком – тогда и совесть не будет мучить. Однако Смирнов оказался талантливым ученым, который изобрел аппарат, «умеющий» выборочно уничтожать память. Штука, конечно, полезная, но и весьма опасная. Что произойдет со всеми нами, если все мы перестанем учиться на собственных ошибках? Или – на ошибках истории? Забывчивость – плохая черта. Особенно для человечества…
Финал, как и во всех произведениях Елены Сазанович, неожиданный и стремительный. И также традиционно для автора, роман выписан с тонкими, импрессионистскими прорисовками деталей на экспрессивном брейгелевском фоне, где психологизм соседствует с детективными загадками, а герои то и дело меняются местами, характерами, поступками.
(См. окончание)

 
AlexseyДата: Понедельник, 06.07.2009, 14:59 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Исключительный роман cry cry cry Уже писал в коментах, что проглотил за один присест - махом, моментом... Причем исключительный в своей психологичости и глубине характеров, погружаясь в кторую, понимаешь насколько переменчив мир внутри нас и насколько неустойчив dry ... Еще раз - спасибо автору biggrin biggrin biggrin
 
psmirnovДата: Пятница, 10.07.2009, 13:46 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Отличные и весьма актуальные произведения у Елены Сазанович. Особенно «Перевернутый мир» и «Все хоккей». Причем они так тесно переплетаются с ее публицистикой, что порой непонятно, где заканчивается авторский вымысел (в романах), а где начинается авторский анализ реальной жизни (в статьях)… Наибольшее же впечатление от публицистики Е.Сазанович на меня произвела статья «Черное и белое», хотя и все другие не менее актуальны, остры и талантливы. Причем, все вместе они составляют эскиз к серьезному анализу современного общества и человека.
Автор совершенно прав, что управление сознанием – это и есть тот механизм, который реально ведет к реальной власти, создавая при этом общество абсолютного безумия, где каждый отдельный человек безумен – пусть только в определенных обстоятельствах… И полностью согласен, что наше государство, если вовремя не подумает над этим, может превратиться в государство, где безумие (апатия, пофигизм, равнодушие, ненависть и т.д. и т.п.) может стать нормой… Впрочем, в «обществе манипулиций» все едино.
Еще во время перестройки мы получили новое средство господства, которое якобы соответствует общечеловеческим ценностям и нормам демократии, — манипуляцию сознанием. Однако представление, будто наличие «демократических механизмов» обеспечивает свободу человека, а их отсутствие ее подавляет, — наивность. Сейчас разошлись пути двух типов общества — гражданского (либерального, «демократического») и традиционного (общинного, «тиранического»). Первое построено на матрице рынка, второе — на матрице семьи. В первом главное средство господства — манипуляция сознанием, во втором — открытое принуждение («тиран не манипулирует, а повелевает»). И какой вид господства больше кому нравится — дело личного вкуса. Надо только отдавать себе отчет в том, что разница принципиальная. Даже западные противники манипуляции считают, что она лишает индивида свободы в большей степени, нежели прямое принуждение. Объект манипуляции лишается статуса человека, он становится вещью…
В свое время русские мыслители (напр., Гоголь и Достоевский) ставили вопрос фундаментальнее: манипуляция подчиняет и омертвляет душу, это антихристианская сила, прямое служение дьяволу. Наверное, не стоит так пафосно, но здравый смысл все равно ведет к выводу, что переход к манипуляции сознанием как главному средству власти (напр. для России) означает разрушение нашего культурного ядра и пресечение цивилизационного пути.
Вообще же проблема глобальна и очень обширна: набор средств манипуляции быстро расширяется, опыт накапливается, наглядные примеры устаревают и забываются... И это уже к вопросу о памяти и памятливых из ромна "Все хоккей". Наступать все время на одни и те же грабли - наша общая страсть?!!! Пора бы и научиться не забывать: ни измеников, ни измен. И делать выводы...
 
geopolitika2008Дата: Воскресенье, 12.07.2009, 15:55 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
БЕСПАМЯТСТВО ПАМЯТИ
Вечные вопросы в новом романе Елены Сазанович «Всё хоккей!»
(Окончание рецензии)

Философская драма Елены Сазанович о человеке со множеством лиц (этаком многоликом Янусе) напрямую перекликается с другим ее произведением, опубликованном годом ранее, - романом «Перевёрнутый мир» (см. «Литературная Россия» №11, 2007). Два романа тесно сплетаются в своеобразную дилогию, которую можно было бы назвать «Другая судьба или Жизнь за другого».
В «Перевёрнутом мире» актер обменялся с лесником не только оставленным пальто, но и судьбой, со всеми вытекающими отсюда последствиями – женой, любовницей, друзьям, проблемами, мироощущением и т.д. В романе «Всё хоккей!» успешный хоккеист, «золотой мальчик» не меняется судьбой с ученым Смирновым, а скорее пытается заменить его судьбу своей, а его, умершего, – собой живым. Хотя бы потому, что именно по его вине Смирнов покинул наш мир. Впрочем, ему это до конца так и не удалось.
Однако автор не ограничивается рамками одной, пусть весьма значительной философской проблемы. Роман соткан из совершенно различных, на первый взгляд, тем современного бытия, которое традиционно определяется нашим изменившимся и порой фрагментарным сознанием.
Это и тема вины (столь любимая не только отечественными литераторами, но и кинематографистами, например, Андреем Тарковским), и тема принца и нищего (только в детективной интерпретации, когда принц случайно убивает нищего и старается занять его место), и тема памяти (тут уже к философской драме и детективу примешивается и жанр научной фантастики).
И здесь писатель не отходит от своего фирменного стиля: лихо закрученная психологическая коллизия, искрометная игра слов, короткие «телеграфные» фразы, яркие характеры и атмосфера, напоминающая воздух Грина или Беляева. Когда ловишь себя на мысли: а разве так уж важно, где все происходит и в какое время? При этом герои задаются вопросами, актуальными именно сегодня. Решают проблемы, которые вчера еще не были даже сформулированы. Наряду с вечными вопросами и тысячелетними проблемами.
Как, например, избирательное уничтожение (стирание, как в компьютерном «Фотошопе») памяти. Автор сама «изобретает» этот аппарат, и сама же – руками главного героя – уничтожает его. Но кто знает: не существует ли уже давно такой аппарат? Не идет ли уже некий чудовищный эксперимент над человечеством, когда из памяти целых народов стирают (или искажают) важнейшие моменты их истории? Ведь о чем говорят – о том и помнят. А сегодня говорят много всего разного, но в основном о какой-то ерунде, мелочевке, бытовухе… Впрочем, эти размышления – уже за рамками романа.
Главный герой сумел-таки искупить свою вину перед убитым ученым. Хотя то единственное, что в итоге он смог сделать, не так уж и мало. Он выполнил последнюю волю покойного ученого и уничтожил его великое открытие – чертежи аппарата для выборочного уничтожения памяти. Может, оно и к лучшему. Человечество, как не крути, пока не готово к таким радикальным изобретениям. Итак в нашем суетном и несправедливом мире слишком многое забывается. Даже слишком быстро.
«Мир еще не готов к подобному открытию», - говорит главный герой романа. И главный антигерой возражает ему: «А к чему был готов мир? К атомной бомбе? К картинам Гойи? К теории Дарвина? К пересадке сердца? Или ко всеобщей свободе? Ничего, проглотили! И атомную бомбу, и Гойю, и свободу! Знаешь, всем, по большому счету, плевать на этот мир. Главное – я в этом мире, а не то, что с этим миром будет. Особенно когда не будет меня…»
В финале герою уже не забыть один – определяющий момент своей жизни. Он обречен на вечные муки совести и вечный поиск уже не существующего ответа. В этом и есть искупление…
Каждому из персонажей романа хочется что-то забыть. Как, наверняка, и каждому читателю. Но, видимо, человеку на то и дается память, чтобы помнить. Чтобы гордиться былыми победами. Горевать от поражений. Сожалеть об ошибках. И главное – не повторять их.
Егор СКОБЕЛЕВ
(Рецензия опубликована в газете «Слово», 2008 г.)[/size][/font]

 
KorotaevaFhtДата: Суббота, 17.09.2016, 20:29 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. виагра для женщин купить

По ссылке красивая грудь
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz