Елена Сазанович
Улица Вечерних услад
(роман)
Впервые напечатан в 1997 г. в литературном журнале «Брызги шампанского» (в журнальном варианте). Вышел в авторском сборнике «Улица Вечерних услад» (серия «Очарованная душа», издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998, Москва)
Вот уже много дней я не выношу вид бумаг и чернил. И
книжные магазины обхожу стороной. И почту не
забираю. Наверно потому, что все это напоминает мое
ремесло. Напоминает бессонные ночи. Неисчислимое
количество пустых пачек от сигарет. Недопитых
бутылок. Головные боли. И учащенное биение пульса. А
еще напоминает страх. Страх, что ничего не получится.
Я уже давно понял, что получается у тех, кому этот
страх не знаком. Получалось у Китова, моего
старинного товарища по перу. Он писал с такой же
легкостью, с какой гонял на мотоцикле. С такой же
легкостью он и погиб. И я все чаще жалею, что так и не
нашел времени с ним поговорить по душам. Без
сомнений, разговор наших душ состоится. И без
сомнений, далеко не здесь. И мне остается молить Бога,
чтобы это случилось не скоро. Потому что больше всего
на свете я люблю жизнь. И ценю ее больше всего на
свете. Даже если она не так часто ко мне благосклонна.
Впрочем, ее благословений я никогда не выпрашивал. Я
просто принимал в ней все. Осенние дожди.
Одиночество. Утренний свет. И удачу. И еще многое-многое
другое. Наверно, именно из-за этой моей
благодарной любви к жизни я каждое утро прихожу в
это маленькое кафе. Усаживаюсь за столик в самом углу.
И заказываю чашечку крепкого кофе. Я не знаю почему,
но именно с этого момента я начинаю чувствовать
жизнь. Прикасаюсь губами к горячему горькому кофе.
Затягиваюсь глубоко сигаретой. И от удовольствия
зажмуриваю глаза. И на минуту жалею Кита. Что этого
удовольствия ему уже разделить не суждено. Что ж.
Возможно, его удовольствие было в другом.
Удовольствие бешеной скорости. Бешеного падения.
Бешеной жизни. И бешеной смерти. И если он когда и
заглядывал сюда с утра. То только, чтобы подмигнуть
мне. Похлопать по плечу. И рявкнуть в самое ухо:
- Салют, старик! Ты все такой же зануда! Я у тебя
отхлебну глоточек?
Я молча кивал. А он набрасывался на мой кофе. И с
шумом отхлебывал «глоточек». А я с опаской косился,
как бы он не проглотил заодно чашку. Для него это бы
ничего ни стоило. И я заказывал себе повторный кофе.
И уже слышал треск его мотоцикла, сквозь который
раздавался его оглушительный смех. Кит тоже любил
жизнь. Я в этом уверен. И так ею легкомысленно
пренебрег. Когда я увидел его. Покорно покоящегося в
гробу. Мне захотелось расхохотаться. Настолько нелепо
он выглядел в черном костюме и остроносых туфлях. В
которые, по всей видимости, вырядила его последняя
жена. Любительница подобных нарядов. Что ж. После
своей смерти у него не хватило наглости ей
сопротивляться. Но по его удрученному виду я понял,
что он в полном недоумении. И я подошел и похлопав
его по плечу:
- Ничего, старик. Как знать, возможно, там это и
пригодится. Во всяком случае, можешь загнать.
Скорбящие гости возмущенно заохали. И я услышал,
как кто-то зашипел в мою спину:
- Они все чокнутые, эти писаки.
- И все алкаши, к тому же.
Мне захотелось вслух возмутиться. И я даже поправил
пиджак, чтобы держать речь над гробом безвременно
погибшего товарища. Я хотел сказать, что он был не
писака, а поэт. И не алкаш, а так - любитель чуть-чуть
выпить. Но я вновь увидел лицо своего друга, которое
мне говорило:
- Не связывайся, старик, хоть в такой день. В такие дни,
говорят, скандалы не устраивают.
- А ты откуда знаешь? - хотел было я возразить ему. Но,
махнув рукой, направился к выходу. Больше мне здесь
было делать нечего. И какой смысл разговаривать с
мертвым Китом? Мертвый Кит стал никому не нужен.
Даже его последней жене. Которая, по-моему, не смотря
ни на что, его любила. Ей нужен был живой Кит. Да,
пожалуй, и мне. Его самому старинному и лучшему
другу. Какой черт он мне теперь сдался? Если у него
даже не стрельнешь сигарету. А что это, скажите, за
друг, если он не способен угостить сигаретой. И я вновь
безнадежно махнул рукой. Нет, старик. Ты глубоко не
прав. Так легкомысленно распоряжаются жизнью
только идиоты. Да тебя уже через год будут вспоминать
разве что при застолье. Нет, я так не согласен. Уж я
постараюсь до конца выжать из жизни все. Пока хватит
на это сил. Потому что больше всего на свете я люблю
жизнь.
После смерти Кита мне почему-то тошно стало смотреть
на бумагу и чернила. Мне вдруг явственно
представилось, что после смерти всего-то и останется что
бумага. И чернильные записи на ней. И мир мне
показался до боли комичен. И мне захотелось раз и
навсегда поставить точку. И после нее начать свою
жизнь. В конце концов она в любом случае будет мне
дороже, и обойдется дороже, чем жизнь моих
выдуманных героев. И только недоучки могут
утверждать, что бумага и чернила - это болезнь
навсегда. Уж кто-кто, а я от этой болезни избавлюсь.
Как нечего делать.
Вот почему я прихожу в это маленькое кафе. Сажусь за
столик в самом углу. Заказываю чашечку крепкого кофе.
И глубоко затягиваюсь сигаретой. И моя правая рука
уже свободна. Она не лезет назойливо в карман в
поисках ручки.
- Странно, вы уже который день ничего не пишете? - улыбается
мне официантка.
- Все уже давно написано, моя дорогая, - с очень умным
видом я выдавливаю из себя самую наиглупейшую
фразу на свете.
Но мои слова действуют. Официантка заискивающе
заглядывает в мои глаза. И молча просит выдать еще
чего-нибудь умного. Я уж точно знаю, что она спит и
видит, как после моей смерти даст интервью
журналистам по поводу моей глубокой личности,
которая окажется к тому же не из мира сего. И я уже
никак не смогу убедить этих прилипчивых газетчиков.
Что уже если кто и ходил ровно по земле, так это я. А не
из мира сего бывают только покойники. И я мысленно
даю себе клятву, что такой радости официанточке не
доставлю. И всеми силами постараюсь ее пережить.
Хотя мне ее, если честно, очень жаль. По-моему, она в
меня влюблена. Но она и в мыслях не может себе
допустить, чтобы со мной реально вступить в интимную
связь. Она наверняка считает, что передо мной открыты
все двери к любому женскому сердцу. И женщины все
непременно кинозвезды или литераторши. Куда уж ей,
несчастное официанточке. Дура? Она и понятия не
имеет, что я с большим удовольствием связался бы с
любой первой встречной официанткой. Чем со всеми
кинозвездами и литераторшами вместе взятыми. Во
всяком случае она не будет рассуждать о сложностях
нашей бренной жизни. И об упадке отечественной
литературы тоже вряд ли додумается спросить.
- И все-таки жаль, что вы больше не пишете, - вздыхает
официантка. И опускает взгляд. - Ваши произведения...
Они... В них столько...
О Боже? И она туда же. Неужели ей трудно. Вот так же
опустить взгляд. Чуть-чуть покраснеть. И сказать чуть
заикаясь:
- Я столько думаю о вас. Как вы думаете, с чего бы это?
И я бы ей непременно ответил. И к черту всех кинозвезд.
И литераторш тем более. К тому же у этой
официанточки очень симпатичные глазки. Но она стоит
передо мной по-прежнему, как дура. И пытается что-то
связать более-менее приличное о литературе.
Я перевожу взгляд за окно. И глубокомысленно
созерцаю вид за ним. Официанточка понимающе
улыбается и исчезает. Не иначе, как подумала, что в
голову писателя пришла гениальная мысль.
А какие к черту мысли. Если за окном вообще ничего не
видно, кроме какого-то полуразрушенного сарая. И
отпиваю глоток кофе. И затягиваюсь сигаретой. И все-таки я
люблю жизнь. Люблю этот полуразрушенный
сарай за окном. Люблю утро в этом маленьком кафе. И,
пожалуй, люблю эту глупышку официантку, которая
тоже стала частью моего утра. Как кофе и сигареты. И с
них я начинаю чувствовать свою жизнь...
(Полный тест романа см. в прикрепленном файле)