фашистами была казнена монахиня Мария (Скобцова), более известная как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8 (21) декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия). Монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения, общественно-религиозный деятель, святая. Поэтесса, публицист, философ, участница французского Сопротивления. Ее жизненный путь был необыкновенно труден и необыкновенен. От терний к звездам. От грехов к святости. От самоуничтожения к подвигу. От любви до любви. От разрушающей любви земной до возвышающей любви к Богу… Она увлекалась политикой и была в гуще революционных событий. Потому что с юных лет стремилась к жертвенности и подвигу. Среди вопросов, волновавших художественную интеллигенцию того времени, главным был вопрос о русской революции. Для Елизаветы Юрьевны революционер – это бесстрашный борец со злом, герой, готовый ради революции пожертвовать всем, в том числе и жизнью. Возможно, жизнью в первую очередь… В эмиграции она принимает монашеский постриг с именем Мария… Но она была необычной монахиней. Монашество в строгом, классическом понимании она не просто не понимает, но и не принимает. И свою общественную деятельность называет «монашеством в миру». Служение Богу – это не обязательно молитвы в стенах монастыря и строгий пост. Для нее служение Богу, прежде всего – служение людям… С началом фашисткой оккупации Франции Мать Мария сразу же налаживает связь с французским Сопротивлением… В феврале 1943 года гестапо арестовало Мать Марию и ее сына Юрия. Юрия отправили в Бухенвальд, где он погиб, а Мать Марию - в концлагерь Равенсбрюк. Выжившие узницы концлагеря вспоминали о ней как о невероятно мужественной, бесстрашной женщине. В самых бесчеловечных лагерных условиях она находила силы не просто оставаться человеком, но и Человеком. И помогала выстоять другим… 31 марта, в Страстную пятницу 1945 года, накануне Пасхи, Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву казнили в газовой камере, а потом сожгли в печах лагеря. Но до самого последнего конца ее дух так и не сломили. И не могли сломить. Потому что ее звали Мать Мария. Потому что она жила и погибла во имя Бога и правды на земле. Во имя будущего земли и людей. Она добровольно пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Она не могла поступить иначе. Она уже знала, что такое подвиг и жертвенность. Что они неразделимы. Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила…/Е.С./ "Читайте полный текст материала "Мать Мария: от любви до любви"
(Роман. В журнальном варианте опубликован в журнале «Подвиг», №6, 2010)
Этот роман – и остросюжетный детектив с элементами мистики, и философская притча, и психологичная драма…
Действие разворачивается в антикварной лавке, наполненной атмосферой таинственности. Именно здесь главный герой – молодой парень, философ-неудачник – случайно знакомится со старым антикваром и непредумышленно убивает его. В антикварной лавке он находит грим великого мхатовского актера Гайдебурова – седую бороду и усы – и полностью преображается, превращаясь в старика-антиквара. И занимает его место. Теперь у него есть все – и богатство, и удача, и уважение. У него есть все, кроме молодости, утраченной по собственной воле. Но начинается следствие, которое завершается совершенно неожиданным образом…
«Гайдебуровский старик» - третий роман из трилогии «Иная судьба», объединенные общей темой человека, изменившего в корне не только самого себя, но и свою судьбу, причем не только в философском, но и в прямом смысле этого слова, и попытавшегося стать другим (конкретным другим) человеком.
Новелла "Когда мы не любим" опубликована в журналах «Пражский графоман» (Прага, №17, 2007) и «Поэзия. XXIвек» (Москва, №1, 2008), а также в сборнике «Русское сердце в Европе» (Прага, 2008).
Литературный сценарий полнометражного художественного фильма. По одноименному роману, впервые напечатанному в 1994 г. в литературном журнале «Юность», №5, а затем вышедшему в авторском сборнике «Улица Вечерних услад» (серия «Очарованная душа», издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998, Москва).
Психологическая драма Елены Сазанович "Всё хоккей!"
(В журнальном варианте роман опубликован в литературном альманахе «Подвиг», №06, 2008).
Этот роман посвящен не только хоккею. Вернее, не столько хоккею, сколько некоторым особенностям миропонимания, стимулирующим желания (или способности) забывать все неприятное. Именно так и существует главный герой (и антигерой одновременно) Талик – удачливый и даже талантливый хоккеист, имеющий всё и живущий как бог или как полубог, что практически одно и то же. Он идет по жизни, играючи, не совершая ошибок в своем понимании этой жизни. А если и совершая, то нисколько не раскаиваясь из-за таких «пустяков»: «Не я для мира, а мир для меня». И герой всегда решал все проблемы лишь в свою пользу: ведь всё – хоккей!.. Пока в один прекрасный день… не убил человека. Он сделал это случайно. В одном из решающих матчей во время атаки он стремительно прошел по левому флангу, мощно размахнулся и сильно послал шайбу в ворота. Но почему-то рука дрогнула, шайба сорвалась с крюка и улетела на трибуны. И, как пуля, попала в одного из зрителей, который скончался прямо в ледовом дворце. Словно сама судьба хотела доказать, что он убивал не раз. И не только он. С этого момента сюжет начинает бурно раскручиваться, как стремительная хоккейная контратака. Талик идет на могилу своей жертвы – некого Юрия Смирнова, там случайно встречает жену покойного и решает узнать: вдруг тот был плохим, никчемным человеком – тогда и совесть не будет мучить. Однако Смирнов оказался талантливым ученым, который изобрел аппарат, «умеющий» выборочно уничтожать память. Штука, конечно, полезная, но и весьма опасная. Что произойдет со всеми нами, если все мы перестанем учиться на собственных ошибках? Или – на ошибках истории? Забывчивость – плохая черта. Особенно для человечества… Финал - неожиданный и стремительный, и, как и весь роман выписан с импрессионистскими прорисовками деталей, где психологизм соседствует с детективными загадками, а герои то и дело меняются местами, характерами, поступками.
Психологическая драма Елены Сазанович "Перевёрнутый мир".
(В журнальном варианте роман опубликован в журнале «Подвиг», №11, 2006)
Это трагифарс о необычной и даже невероятной ситуации, когда главный герой волею случая попытался примереть на себя судьбу другого человека. Поначалу это не трудно, однако в итоге все оказывается не так просто. В основе – детективная история, когда обычный парень Даник, егерь, разочаровавшийся в устоявшемся образе жизни, работе и любви, решает кардинально изменить ситуацию. Он бросает все и уезжает в город. Здесь случайно герою в руки попадают бумажник, документы и ключи совершенно незнакомого человека, неудачного киноактера, который к тому же исчезает. И Даник решает пожить жизнью этого парня, на которого он удивительно похож. Он с головой окунается в киношную среду со всеми ее интригами, завистью, подсиживанием. Помимо профессии он получает все, принадлежавшее чужому человеку, - жену, любовницу, квартиру, соседей, друзей, недругов. В один момент герой ловит себя на мысли, что жить под чужим именем и с чужой судьбой гораздо легче, потому что ничего не принимаешь близко к сердцу. Все, чем он жил, - не его… Но он ошибся. Эта жизнь, не принадлежавшая ему ни по какому праву, тянет его на самое дно, как когда-то тянула и его двойника. Герой оказывается чужим - для всех окружающих, для себя самого. Иначе и быть не могло. Потому что судьба у него чужая. Но и в своей судьбе, к которой он пытается вернуться в самом конце, он не менее чужой. Потому что возвращение уже невозможно. Потому что даже одно предательство того, что тебе предначертано, не прощается никогда… Они встретятся, два удивительно похожих друг на друга человека. Попытавшихся когда-то своими руками изменить судьбу. Но судьба изменила их. И они, наверно, пожалеют об этом. Но вряд ли уже смогут что-либо исправить.
Повесть Елены Сазанович "Я слушаю, Лина...". Впервые опубликована в литературном журнале "Юность" (№3, 1993), затем - в авторском сборнике «Улица Вечерних услад» (1998, «ЭКСМО Пресс»). В 2004 и 2005 гг. по повести сняты два художественных фильма - «Неуправляемый занос» (режиссер Георгий Шенгелия, московская киностудия «Центр национального фильма») и «Пока я с тобой» (режиссер Владимир Ковалев, Одесская киностудия).
Роман "Это будет вчера" впервые опубликован в 1997г. в журнальном варианте в литературном журнале «Юность» (№ 6). Вышел в авторском сборнике «Предпоследний день грусти» (1998, издательство «ЭКСМО Пресс», Москва).
Утром в Москве, на Центральном аэродроме приземляется самолет летчика А.И. Семенкова, который доставляет акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В 6 часов утра диктор Левитан объявляет о победе в войне с гитлеровской Германией. Распоряжением Главного управления местной противовоздушной обороны НКВД СССР отменяется "угрожаемое положение" на всей территории Советского Союза. В Москве вечером звучит Салют Победы. Победные салюты во время войны были трех классов: первый - 24 залпа из 324 орудий (в честь освобождения столиц союзных республик, столиц других государств и в честь особо выдающихся событий, всего за войну их было 23). Второй - 20 залпов из 224 орудий (звучали 210 раз) и третий - 12 залпов из 124 орудий (звучали 122 раза). Самым величественным становится салют 9 мая 1945 - 30 залпов из тысячи орудий. От Советского Информбюро: «Между Тукумсом и Либавой Курляндская группа немецких войск в составе 16 и 18 немецких армий под командованием генерала от инфантерии Гильперта с 23 часов 8 мая сего года прекратила сопротивление и начала передавать личный состав и боевую технику войскам Ленинградского фронта…К вечеру 9 мая войскам фронта сдалось в плен более 45.000 немецких солдат и офицеров. Прием пленных продолжается… Войска 1-го Украинского фронта, в результате стремительного ночного маневра танковых соединений и пехоты, сломили сопротивление противника и 9 мая в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прагу…» Военнослужащие 7-ой армии США арестовывают "нациста №2" Германа Геринга… В Реймсе адмирал Г.фон Фридбург подписывает капитуляцию немецкого военного флота. В Копенгагене сдается последний немецкий военный корабль "Принц Евгений"… Учреждаются медали "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Медалью "За Победу над Германией" будет награждено 14 900 000 человек. 9 мая был установлен и введен в церковный календарь Архиерейским собором 1995 года как День поминовения "усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших" на полях сражений Великой Отечественной войны. Иллюстрация: Б.Иогансон «Праздник Победы» (1947) Полный текст материала «Победа!» читайте на главной странице