еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм
Меню сайта


По ком звонит колокол
 
 

ГЕОПОЛИТИКА
65 лет назад
31 марта 1945 года
фашистами была казнена монахиня Мария (Скобцова), более известная как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8 (21) декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия). Монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения, общественно-религиозный деятель, святая. Поэтесса, публицист, философ, участница французского Сопротивления. Ее жизненный путь был необыкновенно труден и необыкновенен. От терний к звездам. От грехов к святости. От самоуничтожения к подвигу. От любви до любви. От разрушающей любви земной до возвышающей любви к Богу… Она увлекалась политикой и была в гуще революционных событий. Потому что с юных лет стремилась к жертвенности и подвигу. Среди вопросов, волновавших художественную интеллигенцию того времени, главным был вопрос о русской революции. Для Елизаветы Юрьевны революционер – это бесстрашный борец со злом, герой, готовый ради революции пожертвовать всем, в том числе и жизнью. Возможно, жизнью в первую очередь… В эмиграции она принимает монашеский постриг с именем Мария… Но она была необычной монахиней. Монашество в строгом, классическом понимании она не просто не понимает, но и не принимает. И свою общественную деятельность называет «монашеством в миру». Служение Богу – это не обязательно молитвы в стенах монастыря и строгий пост. Для нее служение Богу, прежде всего – служение людям… С началом фашисткой оккупации Франции Мать Мария сразу же налаживает связь с французским Сопротивлением… В феврале 1943 года гестапо арестовало Мать Марию и ее сына Юрия. Юрия отправили в Бухенвальд, где он погиб, а Мать Марию - в концлагерь Равенсбрюк. Выжившие узницы концлагеря вспоминали о ней как о невероятно мужественной, бесстрашной женщине. В самых бесчеловечных лагерных условиях она находила силы не просто оставаться человеком, но и Человеком. И помогала выстоять другим… 31 марта, в Страстную пятницу 1945 года, накануне Пасхи, Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву казнили в газовой камере, а потом сожгли в печах лагеря. Но до самого последнего конца ее дух так и не сломили. И не могли сломить. Потому что ее звали Мать Мария. Потому что она жила и погибла во имя Бога и правды на земле. Во имя будущего земли и людей. Она добровольно пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Она не могла поступить иначе. Она уже знала, что такое подвиг и жертвенность. Что они неразделимы. Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила…/Е.С./
"Читайте полный текст материала "Мать Мария: от любви до любви"



ГЕОПОЛИТИКА

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм


Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2010 » Декабрь » 3 » НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
13:41
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
           НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: ИДЕЯ БЕЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО / Доклад на Всероссийской научной конференции "Национальная идея России" / Елена Сазанович, главный редактор международного аналитического журнала «Геополитика», член Союза писателей России
               Национальная идея – это не абсолютная категория. В чистом виде национальной идеи не существует и не может существовать. Есть идеи нации, идеи религии, идеи культуры, идеи идей, идеи любви и идеи ненависти, да мало ли каких идей и идеек существует и какие еще можно придумать! Национальная идея – это, скорее, под-идея, около-идея, подраздел, возможно, параграф настоящей идеи. Той глобальной Идеи, которую выдвигает общество. Без которой национальной – государственной – идеи не существует. И она является просто существительное со значительным прилагательным.
               Настоящая идея государства – это и есть смысл жизни человека в этом государстве. Его политические, экономические и культурные взаимоотношения с государством. Если не будет высшей идеи – не будет и национальной, а значит – человек утратит смысл жизни на земле. Возможно, исчезнет страна и общество. И сам человек, как возможный носитель национальной идеи… Это замкнутый круг. И триединая цепь: Высшая идея = национальная идея = смысл жизни. Чтобы в итоге эта жизнь не была потеряна ни для прошлого, ни для настоящего, ни для будущего.
               Должна существовать общечеловеческая идея. Но это в идеале, и это невозможно. И от этого все беды на нашей планете. Как сказал Сент-Сент-Экзюпери, «мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». Возможно, в этом была его национальная идея? Если потонет одна нация, не важно, как бы у нее грамотно и логично ни была выстроена национальная идея, потонет земля… Сент-Экзюпери, возможно, как никто выразил истинный смысл общечеловеческой идеи, приравняв ее к национальной. Ведь действительно, если бы мы вдруг узнали, что в космосе существуют другие цивилизации, разве бы Земля не стала нашей общей Родиной? И разве бы мы вдруг сразу не стали людьми одной национальности, объединенные одной общей идеей?
               Многонациональность и «чистота» государства. Мы удивительный народ. С одной стороны мы ратуем за сильное, огромное государство, где жили бы не только русские. И при царях мы подчиняли и Польшу, и Литву, и Кавказ. И в Советский Союз входили 15 республик. И все зачастую, порой механически называли себя русскими. Да и сегодня, несмотря на регионально-национальную обособленность, как ни парадоксально, мы по-прежнему – в определенной степени – вместе. Так уж сложилось исторически. И вряд ли это возможно изменить.
Что такое сегодня национальные республики без России? И что такое Россия без национальных республик? Мы, как заклятые друзья, разделились и вместе дружно пошли ко дну. И в экономике, и политике, и культуре. Но по-прежнему лелеем мысль о какой-то только своей, личной, обособленной национальной идее. Тогда что лежит за этим понятием - «языковое единство»? Географическое? Этническое? Культурное? Религиозное?..
В этом случае вообще теряется смысл понятия «национальная идея». Условно говоря, национальная идея укладывает нас в прокрустово ложе определенных, узких рамок существования, где нет перспективы. Это просто национальные особенности, традиции и дух (возможно – характер, точнее – темперамент) отдельной нации. Но никак не идея.
Идея это совершенно другое понятие. Общечеловеческое. И скорее – этическое и духовное. Идея – это понятие идейное. И не меньше. В советское время нас называли проще – советскими. Вот такая общность – советский народ. При этом с сохранением национального языка, культуры, истории каждой республики. Можно по-разному относиться к подобному постулату. Но цель его предельно ясна. Уничтожить национальные распри, национальную ненависть, национальные войны. Их-то, кстати, и не было! Можно тысячу раз приводить какие-то единичные отрицательные примеры. Но в целом мы, действительно, очень дружелюбно относились друг к другу, и уважительно.
Так неужели народ – все-таки лишь глина, из которой можно лепить всё, что угодно! Неужели в народе ненависть гораздо сильнее любви? Может, поэтому мы сегодня и потеряли смысл жизни?
Легче всего начинаются именно национальные войны (что и было в очередной раз доказано в 90-х). Опять же, по словам Сент Сент-Экзюпери, «заставь их строить башню, и они почувствуют себя братьями. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно». Мы разбежались не из-за башни, а из-за макового зерна. Мы воюем друг с другом ради макового зерна. Мы продались не за Идею, а за идейки. Идейки быта и собственного благополучия, и мы все вместе проиграли. Когда мы строили башню, когда мы были братьями, когда мы боролись за Идею, мы выигрывали. Как, например, в самую тяжелую и страшную войну – Великую Отечественную.
Впрочем, многонациональное государство или более «чистое» - для создания макета национальной идеи особого значения не имеет. Сегодня государство «чистое», а завтра?.. Безусловно, в «чистой» стране национальную идею выразить проще. Нет языковых и культурных барьеров. Правда, здесь и с культурой не все в порядке. Ее мало, или даже нет совсем. Потому что замкнутость порождает неизбежно одиночество. Невозможность сравнивать и сопоставлять. Замкнутость порождает узость мысли. Мысль блуждает лишь на уровне своей маленькой страны. А это очень и очень для развития нации мало.
Вообще понятие национальной идеи (без идеи этической) не просто опасно. Более того, национальная идея в своем чистом виде победила только при фашизме – весьма трагический пример. Культивирование национальной идеи ведет не к самым лучшим моральным, нравственным и духовным последствиям. Более того – ее культивирование может привести к катастрофе. И агрессии. Конечно, нужна грань, планка, но кто сказал, что в существующем агрессивном и катастрофичном мире эту планку и грань можно выдержать на достойном уровне?
Национальная идея в нашей стране: нет ни идеи, ни страны. Потому что просто нет высшей идеи. А значит – нет смысла в жизни. Если у человека нет смысла жизни, ему идея не нужна… Национальная идея в нашей стране доведена до варварства, хаоса. Она на уровне: кто ты? и кто я? И самое страшное: кто кого? И мне плевать, что ты можешь быть гением, порядочным человеком. Ты – другой национальности. Этим все сказано… Хотя опять же – удивительный парадокс. В нашей крови столько всего перемешано! И это неизбежно! Мы никогда не были чистой нацией и уже не будем! И немцы, и поляки, и литовцы, и грузины, и таджики, и белорусы, да мало ли кто в роду найдется у каждого. Да и соседи у нас разные, в паспорт не нужно заглядывать, тем более там национальной графы национальности нет.
Так что же будем их тоже игнорировать, в лучшем случае. Или они нас? Кто кого?.. Но оружие может быть и на той, и на другой стороне лестничной клетки. Когда есть ненависть. Так нужно культивировать ненависть или любовь? А Пушкина с арабами будем делить? А Достоевского – с белорусами? А Мицкевича – с кем? А Межелайтиса? А Войнич? А Коласа?
Нельзя искать панацею в национальной идее. Она утопична, в худшем смысле этого слова. Ею часто пытались прикрыться и мерзавцы, и фашисты, и маргиналы, и просто недалекие люди, и, безусловно, иногда идеалисты, которые ни во что больше не верили. Недавно в нашей стране даже пытались свести ее до футбольно-хоккейных побед! Еще один абсурд! У нас спорт хорош, так объединяйтесь!.. Но мы и здесь проиграли. Упав до уровня фанатов. Смешная идея. И спорт, и культура, и искусство, и образование, и наука, и медицина и… и… и… Всё это неизбежно в национальной идее. Когда есть Идея. Но высшей идеи в нашей стране нет. Нет, она просто сведена к «прожиточному» минимуму. Высшая идея – это твой дом, не важно хрущевка или особняк. Твои родные. Не важно, насколько ты к ним привязан. Твоя работа, не важно, насколько ты в ней компетентен и любишь ли ее вообще.
Национальная идея в нашей стране не просто сведена к минимуму, а доведена до абсурда. Родина для нас – это всего лишь наш маленький дом в прямом смысле этого слова. Наша страна теперь поделена не просто на страны, она поделена внутри этих стран на каждого из нас. У каждого своя страна, со своими политическими, экономическими и культурными отношениями. И, безусловно, со своими маленькими идейками. Идейками маленького человека. Точнее, наша страна поделена на квадратные метры. И мы ходим по этим квадратам взад-вперед. И уйти далеко не можем, потому что утыкаемся в стену. И всегда возвращаемся на свое место. На свой диван. В свои маленькие мысли, тоже замкнутые на уровне мечты в рамках квадратных метров. И в этом дому мы можем создавать каждый свою идею, и национальную, и глобальную. Представляете, какие идеи могут рождаться в четырех стенах?
Национальная идея в нашей стране существовала всегда, но первой часть прилагательного было «интер». Россия – это не просто отдельно взятая страна. Это, можно сказать, часть света. Седьмая… Нет, даже сторона света – пятая. Есть юг и север, запад и восток. И есть Россия. Она и юг, и север, и запад, и восток.
Так, П.Я. Чаадаев в письме к П.А. Вяземскому (1835 г.) пишет: «По отношению к мировой цивилизации мы находимся в совершенно особом положении, еще не оцененном… Я убежден, что нам предназначено разрешить самые великие проблемы мысли и общества, ибо мы свободны от пагубного давления предрассудков и авторитетов, очаровавших умы в Европе…» Да, мы слишком велики, поэтому самодостаточны. Мы выше, огромней, просторней национальной идеи. Россия многонациональна. И поэтому интернациональна. По своей сути. По своему мышлению. По своей идее.
Интернационализм теперь либо категорически отвергается, либо игнорируется. Не потому ли что он опасен? Как опасна и дружба народов. При интернационализме и дружбе народов лозунг «разделяй и властвуй» не проходит. А этот лозунг, похоже, теперь главенствует. Этот лозунг теперь заменил все идеи, даже самые безыдейные. Именно интернационализм как высшая идея всегда несет в себе общечеловеческие качества, самые высокие, самые благородные, самые справедливые, направленные не на ненависть друг к другу, а исключительно на любовь.
Не буду перечислять бесспорных гениев разных лет и стран. Но все они, по сути, были интернационалистами. Во все времена, в том числе, когда и понятия такого еще не существовало. В лексиконе русского человека во все времена слово «национализм» звучало как реакционное. А национальная идея была предельно простой, как любовь к Родине, как религия – равенство, братство, сочувствие к обездоленным и униженным, борьба за справедливость. И боль. Боль за всех. Мы всегда болели за всех. Даже, если за нас никто никогда не болел. Тот же П.Я. Чаадаев в письме к А.И. Тургеневу (1835 г.) утверждает: «Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами… Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества».
Мы ничего не придумывали. Просто выражали дух своей Родины, дух русского человека. И у нас во все времена существовал смысл жизни. И ради этого смысла жить стоило… Да, были и западники и славянофилы. Но самые известные западники (Чаадаев, Белинский, Герцен, Огарев) и славянофилы (Тютчев, Даль, Языков) были одержимы единой идеей – идеей справедливости и всеобщего счастья. Разве это не интернационализм?.. И те, и другие проиграли. Ведь они спорили не сами с собой. Они спорили с самой Россией.
В этом споре не могло быть победителей. Потому что русская идея не идея национальная. Не идея подражания или слепой веры в себя. Пожалуй, впервые, впервые за всю историю мы потеряли смысл в жизни, потеряли нашего человека и впервые придумываем то, что уже было тысячелетиями придумано за нас. И даже пытаемся это доказать. Может быть все проще? Но это когда существует Родина… Родину мы потеряли. Потеряли тоже впервые за всю историю нашей страны. Даже не покидая ее пределов.
Национальная идея, смысл жизни и спасение в религии. Возможно, самой яркой доминантой национальной идеи является религия (хотя тоже стоит задуматься: сколько произошло распрей на религиозной почве). И все же… Да, для России это православие. Но разве это не идея равенства, братства и борьбы за справедливость? Разве это – не идея терпимости к другим идеям и национальностям? Но…
Заменило ли православие полностью смысл нашей жизни? Если смысла жизни сегодня нет? Если человек обезличен, опустошен, апатичен. Можно тысячу раз ходить в день в церковь и настроить еще тысячу церквей… Но, если за пределами храмов правит бал чудовищная несправедливость и безнравственность, уничтожающая тысячи душ?
Последние годы в церкви можно молиться разве что о взорванных домах и вагонах метро, о погибших в «локальных» войнах, об умерших от отчаяния и бессилия, о сожженных в пожарах людях, о сожженной природе, о сожженной стране… Да мало ли о чем! Каждый день в нашей стране можно молиться за упокой! Кстати, за упокой не только русских. А людей очень разных национальностей. За упокой наших людей.
Еще мы воспринимаем религию как панацею от всех бед. Опять же, в основном, не за родину молимся, и не за ее идею, национальная она или просто идея. Молимся за свои четыре стены и своих родственников… Неужели в этом цель религии? И неужели за это погибли тысячи мучеников?
Потеряв идею, высшую идею государства, мы что-то потеряли и в православии. И Господь Бог становится для нас лишь волшебником. Мы хотим чуда, мы мучаемся – а он, пожалуйста, пусть уж поможет!.. Господь Бог помогал русским людям в самых тяжелейших условиях. Но только тогда, когда и они шли ему навстречу. Думали о высшей идее, думали о государстве! Если мы боремся лишь за себя, только за себя, счастья не будет. И помощи тоже. Ну, выжить как-то можно. Но разве только на время.
Наша Родина – и есть смысл жизни, и идея. Есть просто родина, родина с маленькой буквы, где мы родились и выросли. Возможно, это и есть национальная идея. А есть Родина – с большой буквы. Это Идея! Без прилагательного слово всегда звучит и точнее, и выше. Наша Родина. Ее прошлое, которое мы позволили затоптать (пусть с его ошибками, его недомолвками). Но оно есть. Это прошлое Родины. Еще есть настоящее. Которое все без исключения, независимо от доходов, не принимают. Потому что даже у самых, самых богатых и счастливых ничего не осталось. Кроме капитала и квадратных метров. Это так мало. И еще будущее… Которое должно быть по всем правилам и законам – и логики, и природы, и Бога.
Но будет ли оно? Будет ли? Если мы замкнемся в этом мирке узкой национальной идеи. Кроме которого существует еще целый мир, Вселенная, будущее. И мир нашей Родины. Которая всегда – именно за будущее – и сражалась, и умирала. Умирала за всех, без исключения, если им было плохо… Может, все же подумаем о будущем? К тому же, национальная идея это и есть общее будущее, не только наше, но и каждой страны, да и всей планеты. Особенно если это просто Идея. Ведь все действительно проще…
Я начала со слов Сент-Экзюпери, его же словами и закончу (этого великого писателя и гражданина не зря называли человеком Земли): «Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдем бок о бок, соединенные узами братства, – но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит всех?.. Я верую, что культ Общего возвышает и связывает воедино духовные богатства отдельных личностей и основывает единственно подлинную гармонию, которая есть гармония жизни. Дерево исполнено гармонии, хотя его корни отличаются от ветвей…» Мы все ветви одного дерева. Мы очень разные. Но мы все тянемся к солнцу. И у нас один общий корень – Земля.
Просмотров: 9932 | Добавил: geopolitika2008 | Рейтинг: 5.0/150
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Новый
«Гайдебуровский старик» -
новый роман
Елены Сазанович
в журнале «Юность»
(январь-июнь, 2012)


Победа!
 
 

ГЕОПОЛИТИКА
Утром в Москве, на Центральном аэродроме приземляется самолет летчика А.И. Семенкова, который доставляет акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В 6 часов утра диктор Левитан объявляет о победе в войне с гитлеровской Германией. Распоряжением Главного управления местной противовоздушной обороны НКВД СССР отменяется "угрожаемое положение" на всей территории Советского Союза. В Москве вечером звучит Салют Победы. Победные салюты во время войны были трех классов: первый - 24 залпа из 324 орудий (в честь освобождения столиц союзных республик, столиц других государств и в честь особо выдающихся событий, всего за войну их было 23). Второй - 20 залпов из 224 орудий (звучали 210 раз) и третий - 12 залпов из 124 орудий (звучали 122 раза). Самым величественным становится салют 9 мая 1945 - 30 залпов из тысячи орудий.
От Советского Информбюро: «Между Тукумсом и Либавой Курляндская группа немецких войск в составе 16 и 18 немецких армий под командованием генерала от инфантерии Гильперта с 23 часов 8 мая сего года прекратила сопротивление и начала передавать личный состав и боевую технику войскам Ленинградского фронта…К вечеру 9 мая войскам фронта сдалось в плен более 45.000 немецких солдат и офицеров. Прием пленных продолжается… Войска 1-го Украинского фронта, в результате стремительного ночного маневра танковых соединений и пехоты, сломили сопротивление противника и 9 мая в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прагу…» Военнослужащие 7-ой армии США арестовывают "нациста №2" Германа Геринга… В Реймсе адмирал Г.фон Фридбург подписывает капитуляцию немецкого военного флота. В Копенгагене сдается последний немецкий военный корабль "Принц Евгений"…
Учреждаются медали "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Медалью "За Победу над Германией" будет награждено 14 900 000 человек. 9 мая был установлен и введен в церковный календарь Архиерейским собором 1995 года как День поминовения "усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших" на полях сражений Великой Отечественной войны.
Иллюстрация: Б.Иогансон «Праздник Победы» (1947)

Полный текст материала
«Победа!»
читайте на главной странице


Поиск
Разные сайты
  • Все для веб-мастера
     
  • Программы для всех
     
  • Мир развлечений
     
  • Лучшие сайты Рунета
     
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика


    Cайт - участник Кольца Патриотических Ресурсов Кольцо Патриотических Ресурсов

    Издательство Алгоритм

    Вячеслав Манягин

    Лисичкины странички

    Доски объявлений, бесплатные объявления, дать объявление - 495ru.ru


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz