фашистами была казнена монахиня Мария (Скобцова), более известная как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8 (21) декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия). Монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения, общественно-религиозный деятель, святая. Поэтесса, публицист, философ, участница французского Сопротивления. Ее жизненный путь был необыкновенно труден и необыкновенен. От терний к звездам. От грехов к святости. От самоуничтожения к подвигу. От любви до любви. От разрушающей любви земной до возвышающей любви к Богу… Она увлекалась политикой и была в гуще революционных событий. Потому что с юных лет стремилась к жертвенности и подвигу. Среди вопросов, волновавших художественную интеллигенцию того времени, главным был вопрос о русской революции. Для Елизаветы Юрьевны революционер – это бесстрашный борец со злом, герой, готовый ради революции пожертвовать всем, в том числе и жизнью. Возможно, жизнью в первую очередь… В эмиграции она принимает монашеский постриг с именем Мария… Но она была необычной монахиней. Монашество в строгом, классическом понимании она не просто не понимает, но и не принимает. И свою общественную деятельность называет «монашеством в миру». Служение Богу – это не обязательно молитвы в стенах монастыря и строгий пост. Для нее служение Богу, прежде всего – служение людям… С началом фашисткой оккупации Франции Мать Мария сразу же налаживает связь с французским Сопротивлением… В феврале 1943 года гестапо арестовало Мать Марию и ее сына Юрия. Юрия отправили в Бухенвальд, где он погиб, а Мать Марию - в концлагерь Равенсбрюк. Выжившие узницы концлагеря вспоминали о ней как о невероятно мужественной, бесстрашной женщине. В самых бесчеловечных лагерных условиях она находила силы не просто оставаться человеком, но и Человеком. И помогала выстоять другим… 31 марта, в Страстную пятницу 1945 года, накануне Пасхи, Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву казнили в газовой камере, а потом сожгли в печах лагеря. Но до самого последнего конца ее дух так и не сломили. И не могли сломить. Потому что ее звали Мать Мария. Потому что она жила и погибла во имя Бога и правды на земле. Во имя будущего земли и людей. Она добровольно пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Она не могла поступить иначе. Она уже знала, что такое подвиг и жертвенность. Что они неразделимы. Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила…/Е.С./ "Читайте полный текст материала "Мать Мария: от любви до любви"
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ / В популярном журнале «Подвиг» вышел новый философский роман Елены Сазанович «Гайдебуровский старик» Сергей Шулаков «Гайдебуровский старик» - произведение весьма редкого по нынешним временам жанра философского романа. Не следует путать с мистическим – в последнем таинственное принимает зримые, часто ужасные, формы призраков, людей с шокирующими уродствами, зловещих и фантастических животных...
Новый роман Елены Сазанович трудно поместить в какой-то историко-литературный контекст, частично им могут стать произведения романтика первой половины ХХ века Александра Грина, например, популярный в свое время роман «Золотая цепь», в котором есть и напряженный сюжет, и опасности, и разрешение интриги, но присутствует и ясно выраженная авторская философия. Название Елена Сазанович объясняет в первой же главе – ее герой перевоплощается в старика-антиквара с помощью костюма и парика, принадлежавшего знаменитому артисту Павлу Гайдебурову, игравшему в пьесах А.М. Горького. Но перевоплощается не только герой «Старика», в этом произведении дважды видоизменяется мир. Изначально читатель попадает в особую среду, вроде бы мало отличающуюся от современной, привычной нам. Так, знакомый героя вспоминает людей в супермаркете: «И все они одинаковы. И все какие-то безнадежно усталые. Но покупают, покупают, хотя давно уже ничего нет хотят". Согласитесь, характеристика для многих наших современников достаточно исчерпывающая, и не требуется описаний новейших мобильных телдефонов и других признаков современной цивилизации. Но пространство действия ограничено улицей, на которой чаще всего пасмурно – дождливо или снежно, и небольшой антикварной лавкой.
Еще одно изменение мира – это сворачивание его в модель, раскрашенный под глобус мяч, словно возвращающий героя в детство. Между этими «схлопнутыми» мирами – малым, заключенным в лавке и видимым из нее внешним пространством с некоторыми, попадающими извне героями, и глобальным, но свернутым до объема мяча, и происходит противостояние. Главный герой, выпускник философского факультета университета, на первый взгляд, находится в конфликте с другим "философом" - преступником, называющим себя сыщиком. "Это тебе говорит не настоятель монастыря, не школьныйучитель, не окружной судья", а человек, "который поставил... цель жизни - прожить ее даром. Но ничего не получается..." - объясняет последний. Ближе к финалу мы понимаем, что противостояние происходит между двумя сторонами личности героя. Что перевоплощение, принятие на себя личины и функций другого человека тем не менее не спасает его от внутреннего конфликта. Появление в лавке нового персонажа, готового последовательно заменить героя, как он в свое время заменил старика-антиквара, наводит на главные вопросы. Кто же тот, первый хозяин антикварной лавки, передающий свою миссию? Хранитель времени? Некое неизменное начало, дающее ответы на вопросы столь дорогой ценой? Тут и вспомнишь «Фауста» Гете… «Та сила, что вечно хочет…» Чего?..
Утром в Москве, на Центральном аэродроме приземляется самолет летчика А.И. Семенкова, который доставляет акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В 6 часов утра диктор Левитан объявляет о победе в войне с гитлеровской Германией. Распоряжением Главного управления местной противовоздушной обороны НКВД СССР отменяется "угрожаемое положение" на всей территории Советского Союза. В Москве вечером звучит Салют Победы. Победные салюты во время войны были трех классов: первый - 24 залпа из 324 орудий (в честь освобождения столиц союзных республик, столиц других государств и в честь особо выдающихся событий, всего за войну их было 23). Второй - 20 залпов из 224 орудий (звучали 210 раз) и третий - 12 залпов из 124 орудий (звучали 122 раза). Самым величественным становится салют 9 мая 1945 - 30 залпов из тысячи орудий. От Советского Информбюро: «Между Тукумсом и Либавой Курляндская группа немецких войск в составе 16 и 18 немецких армий под командованием генерала от инфантерии Гильперта с 23 часов 8 мая сего года прекратила сопротивление и начала передавать личный состав и боевую технику войскам Ленинградского фронта…К вечеру 9 мая войскам фронта сдалось в плен более 45.000 немецких солдат и офицеров. Прием пленных продолжается… Войска 1-го Украинского фронта, в результате стремительного ночного маневра танковых соединений и пехоты, сломили сопротивление противника и 9 мая в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прагу…» Военнослужащие 7-ой армии США арестовывают "нациста №2" Германа Геринга… В Реймсе адмирал Г.фон Фридбург подписывает капитуляцию немецкого военного флота. В Копенгагене сдается последний немецкий военный корабль "Принц Евгений"… Учреждаются медали "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Медалью "За Победу над Германией" будет награждено 14 900 000 человек. 9 мая был установлен и введен в церковный календарь Архиерейским собором 1995 года как День поминовения "усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших" на полях сражений Великой Отечественной войны. Иллюстрация: Б.Иогансон «Праздник Победы» (1947) Полный текст материала «Победа!» читайте на главной странице