ЖЮЛЬ ВЕРН: ЧЕЛОВЕК, ОТКРЫВШИЙ БУДУЩЕЕ / 105 лет назад умер великий писатель и ученый, которого ранее знал каждый подросток / Елена Сазанович 105 лет назад умер Жюль Габриэль Верн (8.02.1828-24.03.1905), французский географ, писатель-гуманист, классик приключенческой и фантастической литературы. Его произведения в значительной мере способствовали не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических работ по освоению космоса. Был членом Французского Географического общества. Кавалер ордена Почетного легиона. Автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов, многие из которых проникнуты романтикой науки, связаны с идеалами утопического социализма и Парижской Коммуны 1871 года. По статистике ЮНЕСКО, Жюль Верн – самый «переводимый» автор в мире. Его книги были напечатаны на 148 языках. Сын адвоката, он готовился к юридической карьере и долго вращался в деловых и финансовых сферах, но знакомство с литературными кругами и личное влияние Александра Дюма-отца увлекли его на писательское поприще. Сначала он писал комедии и водевили. Но Верна весьма занимали путешествия, успехи науки и техники, и он принялся за серьезное изучение естественных наук, физики, астрономии и новейших открытий и изобретений. Он был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Ирландию, Шотландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды, побывал в Северной Америке. Поклонники таланта писателя действительно не сомневались в том, что он описывает настоящие путешествия, что его герои реально летают на воздушных шарах и покоряют морские глубины. Сам Папа Римский благодарил Верна за нравственную чистоту его произведений. А венецианцы под окнами гостиницы, где он жил, устраивали в его честь факельные шествия. Когда Жюлю Верну исполнилось 58 лет, его постигло несчастье. Страдавший тяжелым нервным расстройством племянник писателя выстрелил в него из револьвера. Пулю, засевшую в ноге, извлечь не удалось, рана заживала плохо. Морским путешествиям, частым посещениям Парижа и походам в столь любимые им театры пришел конец. Уже немолодой человек, он начал новую жизнь. Принимал участие в местном самоуправлении и в течение шестнадцати лет исполнял обязанности члена муниципального республиканского совета Амьена. Городу действительно повезло с таким "общественником". Он был безумно популярен и к нему приезжали люди со всего мира.
$IMAGE2$ Жюль Верн был не просто писателем. Он был провидцем, предсказателем, можно образно сказать - в некоторой степени ученым-романтиком без степени. То, что он предвосхитил в своих произведениях невероятно и не поддается логике. На такое способен лишь истинный талант. Так, он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты. Электрический стул его выдумка. А также большие подводные лодки способные длительно находиться в плавании («20 000 лье под водой»), самолет («Властелин мира»), вертолет («Робур-Завоеватель»), космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе на Луну («С Земли на Луну»). Верн точно описал размеры ракеты, точное место старта и даже экипаж: 3 человека, как это и было впоследствии в программе NASA. Башня в центре Европы (до строительства Эйфелевой башни) — описание весьма похоже. Межпланетные путешествия («Гектор Сервадак»), запуски космических аппаратов доказывают возможность межпланетных путешествий. Видеосвязь и телевидение («Париж в XX веке»). Строительство Турксиба («Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали («Из России в Пекин»). Самолет с переменным вектором тяги («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»). А в романах «С Земли на Луну» прямым путем за 97 часов 20 минут и «Вокруг Луны» Жюль Верн угадал некоторые моменты будущего освоения космоса. Он так и не побывал в России, хотя так об этом мечтал. Но Россия в его творчестве есть, еще как! Полностью или частично именно в России разворачивается действие 9 его романов: В изначальной версии «20000 лье под водой» капитан Немо был польским аристократом, построившим «Наутилус» для мести «проклятым русским оккупантам» (подразумевалось польское восстание 1863-65 годов). И только после активного вмешательства издателя Хетцеля, который торговал книгами и в России, капитан Немо стал сначала «бездомным». А в романе «Таинственный остров» превратился в принца Даккара — сына индийского раджи, мстящего англичанам после подавления восстания сипаев. В этом романе, так или иначе, писатель, обращается к теме угнетенных колониальных народов, попытки которых облегчить свою участь, сделать ее достойной, жестоко и безжалостно подавляются. Безусловно, и зарубежным, а теперь и нашим критикам выгодно сделать из Жюля Верна фантаста в чистом виде. Втиснуть его в рамки собственных грез и воображений (пусть даже и осуществимых). Этакий фантазер, этакий добрый мечтатель. А, возможно, и певец буржуазного прогресса и чудес капиталистической техники (хотя в его поздних произведениях чувствуется откровенный страх перед использованием науки в преступных целях). Пусть он себе своими фантазиями уводит нас от политики и социальных проблем!
Но Жюль Верн никуда в сторону от социальных проблем уводить не собирался. Даже наоборот. Он не скрывал от читателя мрачных, несправедливых, теневых сторон жизни. Он пытался донести их до читателя и заставить задуматься. Он жил во времена наступающего агрессивно капитализма. Борьба за рынки сбыта, сферы влияния, усиление колониального режима, предчувствие новых захватывающих войн. Молодой американский капитализм поднимает голову, набирает силы и уже показывает свои (далеко не голливудские) зубы. В романе «Джангада» - ужасы работорговли в южных штатах Америки. Национальные промышленники, действующие заодно с британскими колонизаторами – предатели собственного народа. Великолепный роман «Пятьсот миллионов бегумы» предсказывает фашизм в образе отвратительного профессора-человеконенавистника. А «Остров-винт» построили американский миллионеры, где мечтали праздно проводить время в бездумии и роскоши. Где жизнь это только материальный расчет, и не более. Роман «Париж в ХХ веке» вообще был забыт и опубликован только в конце ХХ века. И сила его не только в провидческих, иногда удивительно точно угаданных технических деталях и научных открытиях. Главное в нем – это изображение будущего общества. Жюль Верн искусно определяет черты современного ему капитализма и доводит их до абсурда. Он предвидит огосударствление и бюрократизацию всех слоев общества, возникновение жесткого контроля не только за поведением, но и за мыслями граждан, предсказывая таким образом возникновение государства полицейской диктатуры. «Париж в ХХ веке» – это роман-предупреждение, настоящая антиутопия, одна из первых, если не первая вообще. Его роман «Верх дном» был переведен на многие языки и прежде всего на русский. Первоначальное название говорит за себя: «О том, как американцы напугали весь мир». Вот американцы и не торопились объявлять об этой книге, и тем более ее издавать.
Она все же вышла спустя 10 лет (американцы помнили, что они демократы). И очень незначительным тиражом. Вдруг так, пройдет мимо. Проходная книжонка. Жюль Верн сам подчеркивал, что это антиамериканский роман: «В Соединенных Штатах ни одно предприятие, даже самое дерзкое, почти невыполнимое, не останется без сторонников, готовых взять на себя практическую сторону дела и вложить в него свои средства». И ведь был прав! Куда только не вкладывали свои средства американцы! Аж страшно подумать. Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года после смерти на его могиле поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий". Незадолго до смерти он написал сестре: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!.." Глупостей и злопыхательств в этом мире стало гораздо больше. И один из выходов, чтобы их не слышать и не видеть, – стать слепым и глухим. Впрочем, еще можно стать Жюлем Верном. И сочинить новый фантастичный роман о мире, который живет по законам мира и справедливости. И, как у Жюль Верна, пусть все непременно сбудется.
|