фашистами была казнена монахиня Мария (Скобцова), более известная как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8 (21) декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия). Монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения, общественно-религиозный деятель, святая. Поэтесса, публицист, философ, участница французского Сопротивления. Ее жизненный путь был необыкновенно труден и необыкновенен. От терний к звездам. От грехов к святости. От самоуничтожения к подвигу. От любви до любви. От разрушающей любви земной до возвышающей любви к Богу… Она увлекалась политикой и была в гуще революционных событий. Потому что с юных лет стремилась к жертвенности и подвигу. Среди вопросов, волновавших художественную интеллигенцию того времени, главным был вопрос о русской революции. Для Елизаветы Юрьевны революционер – это бесстрашный борец со злом, герой, готовый ради революции пожертвовать всем, в том числе и жизнью. Возможно, жизнью в первую очередь… В эмиграции она принимает монашеский постриг с именем Мария… Но она была необычной монахиней. Монашество в строгом, классическом понимании она не просто не понимает, но и не принимает. И свою общественную деятельность называет «монашеством в миру». Служение Богу – это не обязательно молитвы в стенах монастыря и строгий пост. Для нее служение Богу, прежде всего – служение людям… С началом фашисткой оккупации Франции Мать Мария сразу же налаживает связь с французским Сопротивлением… В феврале 1943 года гестапо арестовало Мать Марию и ее сына Юрия. Юрия отправили в Бухенвальд, где он погиб, а Мать Марию - в концлагерь Равенсбрюк. Выжившие узницы концлагеря вспоминали о ней как о невероятно мужественной, бесстрашной женщине. В самых бесчеловечных лагерных условиях она находила силы не просто оставаться человеком, но и Человеком. И помогала выстоять другим… 31 марта, в Страстную пятницу 1945 года, накануне Пасхи, Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву казнили в газовой камере, а потом сожгли в печах лагеря. Но до самого последнего конца ее дух так и не сломили. И не могли сломить. Потому что ее звали Мать Мария. Потому что она жила и погибла во имя Бога и правды на земле. Во имя будущего земли и людей. Она добровольно пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Она не могла поступить иначе. Она уже знала, что такое подвиг и жертвенность. Что они неразделимы. Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила…/Е.С./ "Читайте полный текст материала "Мать Мария: от любви до любви"
МАТЬ МАРИЯ: ОТ ЛЮБВИ ДО ЛЮБВИ / Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила... / Елена Сазанович
65 лет назад фашистами была казнена монахиня Мария (Скобцова), более известная как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8 (21) декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия). Монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения, общественно-религиозный деятель, святая. Поэтесса, публицист, философ, участница французского Сопротивления. Ее жизненный путь был необыкновенно труден и необыкновенен. От терний к звездам. От грехов к святости. От самоуничтожения к подвигу. От любви до любви. От разрушающей любви земной до возвышающей любви к Богу.
Она была образованнейшим человеком. Окончила женские Бестужевские курсы, затем Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно), став первой женщиной с академическим духовным образованием. Зачитывалась Лермонтовым и Бальмонтом. Она была поэтом. Интересовалась философией и искусством, обожала посещать литературные вечера. Примыкала к акмеистам. Ее книги «Скифские черепки», «Юрали», «Руфь» имели успех. Она была просто влюблена в поэзию и просто влюбилась в Александра Блока. Она верила, что великий поэт поможет понять ей: в чем смысл жизни? В чем ее тайна? И в чем истина?
Тогда Блок для юной Лизы стал ее религией и ее богом. Но он был всего лишь поэтом. И, возможно, как поэт, менее других знал ответы на такие безответные вопросы. И эти строки он посвятил ей: «Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, Думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту – Что же? Разве я обижу вас?..» Он ее не обидел. Но и не смог полюбить. И она очень мучилась из-за этой безответной и разрушающей любви. Еще не зная, что настоящие мучения впереди. И она обретет настоящую религию и обретет Бога. Она была два раза замужем и два раза развелась. Она увлекалась политикой и была в гуще революционных событий. Потому что с юных лет стремилась к жертвенности и подвигу. Среди вопросов, волновавших художественную интеллигенцию того времени, главным был вопрос о русской революции. Для Елизаветы Юрьевны революционер – это бесстрашный борец со злом, герой, готовый ради революции пожертвовать всем, в том числе и жизнью. Возможно, жизнью в первую очередь.
Октябрьская революция застала Кузьмину-Караваеву в Анапе. В феврале 1918 года она, в то время видный член партии эсеров, была избрана товарищем городского головы. А затем стала и городским головой Анапы. Когда к власти пришли Советы и городская дума была распущена, Елизавета Юрьевна вошла в Совет в качестве комиссара по делам культуры и здравоохранения. Когда Анапу захватили белогвардейцы, ее судили и хотели приговорить к смертной казни за сотрудничество с большевиками и участие в национализации. И лишь благодаря заступничеству группы русских писателей (М.Волошина, А.Толстого, В.Инбер и др.), которые в своем открытом письме величали Елизавету Юрьевну «русской духовной ценностью» высокого «веса и подлинности», ее приговорили лишь к двум неделям тюрьмы. В 1919 году она эмигрировала со вторым мужем Даниилом Скобцовым и тремя детьми сначала в Константинополь, потом в Сербию, а затем в Париж. Но на семью обрушивается горе. Умирает младшая дочь. И Елизавета Юрьевна ищет выход из безвыходного горя. И находит его: «Я вернулась с кладбища другим человеком. Я увидала перед собой другую дорогу и новый смысл жизни - быть матерью всех, всех, кто нуждается в материнской помощи, охране, защите…»
Она принимает монашеский постриг с именем Мария. В честь преподобной Марии Египетской. Отныне она мать Мария. Мать Мария для всех. Но она была необычной монахиней. Монашество в строгом, классическом понимании она не просто не понимает, но и не принимает. И свою общественную деятельность называет «монашеством в миру». Служение Богу – это не обязательно молитвы в стенах монастыря и строгий пост. Для нее служение Богу, прежде всего – служение людям. Елизавета Юрьевна целиком отдает себя благотворительной работе. Ее избрали местным секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД) во Франции; с 1933 года — секретарь Центрального секретариата РСХД по миссионерской и социальной работе. Основала в Париже общежитие для одиноких женщин, при ней была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936-1937 гг. — миссионерские курсы. Впоследствии основала благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам «Православное дело». Открыла общежитие и столовую для русских безработных; ездила на шахты и заводы, где работали русские, морально и материально поддерживала тех, кто в этом нуждался, ходила по притонам и вызволяла со дна нищих и пьяниц, возвращала их к нормальной жизни, посещала психиатрические больницы и освобождала тех из своих соотечественников, кто попал туда случайно. «Каждая царапина и ранка в мире говорит мне, что я мать», - делилась она с близкими. Ее все чаще называют просто матерью. Она любила работать. Она много работала. И что только она не делала в своей жизни! Чего только не умела делать! Плотничать, малярничать, шить, писать иконы, мыть полы, стучать на машинке, набивать тюфяки, доить коров, полоть огород... При этом писала статьи и стихи, выступала с лекциями. И вдруг вновь страшное испытание – умирает старшая дочь. Мать Мария мужественно лицом к лицу вновь столкнулась с горем. А потом наступила война. Разрушение, смерть, ужас. Все, что несет война. Особенно тяжело мать Мария переживает нападение фашистской Германии на Советский Союз. Теперь ее мысли посвящены только Родине. Она стремится туда, она хочет быть рядом с советским народом. Впрочем, из России она никогда и не уезжала. Даже если жила за ее пределами. Ее сердце, ее душа и ее мечты всегда были с Родиной. В эти страшные дни она говорит пророческие слова: «Я не боюсь за Россию. Я знаю, что она победит. Наступит день, когда мы узнаем по радио, что советская авиация уничтожила Берлин. Потом будет русский период истории… Все возможности открыты. России предстоит великое будущее, но какой океан крови!..» С началом оккупации Франции Мать Мария сразу же налаживает связь с французским Сопротивлением. Ее дом на улице Лурмель, 77 становится одним из штабов Сопротивления. Она оказывает помощь антифашистам, укрывает беглых советских военнопленных, выдает евреям ложные свидетельства о крещении, внушая всем окружающим непоколебимую веру в победу Советской Армии над фашизмом. Ее самая заветная мечта - после войны вернуться на Родину. В эти тяжелые дни она, впрочем, как всегда, много работает творчески. Пишет автобиографическую поэму "Духов День", псалом-поэму "Похвала труду", пьесу "Солдаты", основанную на собственном опыте общения с борцами Сопротивления. В феврале 1943 года гестапо арестовало Мать Марию и ее сына Юрия. Юрия отправили в Бухенвальд, где он погиб, а Мать Марию - в концлагерь Равенсбрюк. Выжившие узницы концлагеря вспоминали о ней как о невероятно мужественной, бесстрашной женщине. В самых бесчеловечных лагерных условиях она находила силы не просто оставаться человеком, но и Человеком. И помогала выстоять другим. Когда одна отчаявшаяся женщина сказала ей, что у нее «притупились все чувства, и сама мысль закоченела и остановилась», Мать Мария воскликнула: «Нет, нет, только непрестанно думайте. В борьбе с сомнениями думайте шире, глубже, не снижайте мысль, а думайте выше земных рамок и условий…» 31 марта, в Страстную пятницу 1945 года, накануне Пасхи, Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву казнили в газовой камере, а потом сожгли в печах лагеря. Но до самого последнего конца ее дух так и не сломили. И не могли сломить. Потому что ее звали Мать Мария. Потому что она жила и погибла во имя Бога и правды на земле. Во имя будущего земли и людей. Она добровольно пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Она не могла поступить иначе. Она уже знала, что такое подвиг и жертвенность. Что они неразделимы. Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила. Впоследствии узницы лагеря Равенсбрюк, французские коммунистки, написали: «Таким образом, Мать Мария добровольно пошла на мученичество, чтобы помочь своим товарищам умереть…» Уже после войны Мать Мария, в числе других бесстрашных борцов французского Сопротивления, была посмертно награждена орденом Отечественной войны. А 16 января 2004 года канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
Ее трагичной и великой судьбе посвящен замечательный фильм Сергея Колосова «Мать Мария» с Людмилой Касаткиной в главной роли (1982 г.)… Как-то она в своей статье «Прозрение в войне» написала: «Я думаю, что человек может отказываться от любых из своих прав, но абсолютно не смеет отказываться от прав своего ближнего». Защищать права ближнего, а не только свои… Не в этом ли истина? И не в этом ли божественный путь к истине? И не в этом ли истинный смысл жизни человека на этой земле? На эти вопросы, которые юная Лиза задала своей первой любви Александру Блоку, нашла ответ Мать Мария. Ответом стала вся ее жизнь. Мученическая, героическая жизнь… На нашей с вами земле…
Утром в Москве, на Центральном аэродроме приземляется самолет летчика А.И. Семенкова, который доставляет акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В 6 часов утра диктор Левитан объявляет о победе в войне с гитлеровской Германией. Распоряжением Главного управления местной противовоздушной обороны НКВД СССР отменяется "угрожаемое положение" на всей территории Советского Союза. В Москве вечером звучит Салют Победы. Победные салюты во время войны были трех классов: первый - 24 залпа из 324 орудий (в честь освобождения столиц союзных республик, столиц других государств и в честь особо выдающихся событий, всего за войну их было 23). Второй - 20 залпов из 224 орудий (звучали 210 раз) и третий - 12 залпов из 124 орудий (звучали 122 раза). Самым величественным становится салют 9 мая 1945 - 30 залпов из тысячи орудий. От Советского Информбюро: «Между Тукумсом и Либавой Курляндская группа немецких войск в составе 16 и 18 немецких армий под командованием генерала от инфантерии Гильперта с 23 часов 8 мая сего года прекратила сопротивление и начала передавать личный состав и боевую технику войскам Ленинградского фронта…К вечеру 9 мая войскам фронта сдалось в плен более 45.000 немецких солдат и офицеров. Прием пленных продолжается… Войска 1-го Украинского фронта, в результате стремительного ночного маневра танковых соединений и пехоты, сломили сопротивление противника и 9 мая в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прагу…» Военнослужащие 7-ой армии США арестовывают "нациста №2" Германа Геринга… В Реймсе адмирал Г.фон Фридбург подписывает капитуляцию немецкого военного флота. В Копенгагене сдается последний немецкий военный корабль "Принц Евгений"… Учреждаются медали "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Медалью "За Победу над Германией" будет награждено 14 900 000 человек. 9 мая был установлен и введен в церковный календарь Архиерейским собором 1995 года как День поминовения "усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших" на полях сражений Великой Отечественной войны. Иллюстрация: Б.Иогансон «Праздник Победы» (1947) Полный текст материала «Победа!» читайте на главной странице