еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм
Меню сайта


По ком звонит колокол
 
 

ГЕОПОЛИТИКА
65 лет назад
31 марта 1945 года
фашистами была казнена монахиня Мария (Скобцова), более известная как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8 (21) декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия). Монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения, общественно-религиозный деятель, святая. Поэтесса, публицист, философ, участница французского Сопротивления. Ее жизненный путь был необыкновенно труден и необыкновенен. От терний к звездам. От грехов к святости. От самоуничтожения к подвигу. От любви до любви. От разрушающей любви земной до возвышающей любви к Богу… Она увлекалась политикой и была в гуще революционных событий. Потому что с юных лет стремилась к жертвенности и подвигу. Среди вопросов, волновавших художественную интеллигенцию того времени, главным был вопрос о русской революции. Для Елизаветы Юрьевны революционер – это бесстрашный борец со злом, герой, готовый ради революции пожертвовать всем, в том числе и жизнью. Возможно, жизнью в первую очередь… В эмиграции она принимает монашеский постриг с именем Мария… Но она была необычной монахиней. Монашество в строгом, классическом понимании она не просто не понимает, но и не принимает. И свою общественную деятельность называет «монашеством в миру». Служение Богу – это не обязательно молитвы в стенах монастыря и строгий пост. Для нее служение Богу, прежде всего – служение людям… С началом фашисткой оккупации Франции Мать Мария сразу же налаживает связь с французским Сопротивлением… В феврале 1943 года гестапо арестовало Мать Марию и ее сына Юрия. Юрия отправили в Бухенвальд, где он погиб, а Мать Марию - в концлагерь Равенсбрюк. Выжившие узницы концлагеря вспоминали о ней как о невероятно мужественной, бесстрашной женщине. В самых бесчеловечных лагерных условиях она находила силы не просто оставаться человеком, но и Человеком. И помогала выстоять другим… 31 марта, в Страстную пятницу 1945 года, накануне Пасхи, Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву казнили в газовой камере, а потом сожгли в печах лагеря. Но до самого последнего конца ее дух так и не сломили. И не могли сломить. Потому что ее звали Мать Мария. Потому что она жила и погибла во имя Бога и правды на земле. Во имя будущего земли и людей. Она добровольно пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Она не могла поступить иначе. Она уже знала, что такое подвиг и жертвенность. Что они неразделимы. Она погибла незадолго до Победы. Но она навсегда победила…/Е.С./
"Читайте полный текст материала "Мать Мария: от любви до любви"



ГЕОПОЛИТИКА

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм


Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Главная » 2015 » Февраль » 5 » РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
12:28
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

ПЛАНЕТА РУССКИХ ЛЮДЕЙ

Геннадий Константинов
ВПЕРВЫЕ НА VIII МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ» СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ НЕИГРОВОМУ ФИЛЬМУ ВРУЧИЛ ЖУРНАЛ «ГЕОПОЛИТИКА» 
Журнальная PDF-версия
[Кинофестиваль-2014 завершен. Общее фото на память…]

«Я писал «Планету людей» со страстью, - сказал как-то Антуан де Сент-Экзюпери, - чтобы сказать моему поколению: вы жители одной планеты, пассажиры одного корабля!..» И хотя этот корабль никогда не шел одним курсом и никогда не был единым в его определении, все равно великий писатель и романтик прав: мы - пассажиры одного корабля. Где нет отдающих приказы и покорно их исполняющих, где капитаны и штурманы должны умело лавировать и находить компромиссы, чтобы не налететь на рифы, а пассажирам не рекомендуется раскачивать эту огромную лодку…
«РУССКИЕ, РУССКИЕ, БЕСПОКОЙНАЯ СУДЬБА…»
Такой общий корабль есть и у международного кинофестиваля «Русское Зарубежье». Это бронзовая скульптура работы Галины Шилиной «Философский пароход» - главный приз уникального кинофорума, в центре внимания которого тема русской эмиграции. Уникального, как отметил директор Дома русского зарубежья, глава оргкомитета фестиваля Виктор Москвин, из-за того, что он - «единственный в своем роде, всецело посвященный постижению великого исхода и всемирного русского рассеяния ХХ века, а также современной проблематике жизни соотечественников в различных странах».
Наверное, еще совсем недавно этот «пароход» символизировал печальный исход некоторой части русской интеллигенции в эмиграцию. Этакое одностороннее движение с билетом в один конец… Сейчас времена изменились. Движение постепенно становится полноценным двусторонним. Дорога оживает. И наши соотечественники за рубежом начинают реально чувствовать поддержку России и осознавать свою неразрывную связь с Родиной. Эмиграция возвращается.
Хотя, конечно, она появилась не только и не столько после Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны. Таких «волн» было несколько, и далеко не все они были вызваны «репрессиями» и «притеснениями», как нам долгие годы навязывали этот комплекс неполноценности «прорабы перестройки». Так, одни уехали за кордон в поисках хлеба насущного еще до Первой мировой, другие остались там после; третьи побоялись вернуться на Родину после фашистского плена, запуганные пропагандой уже начинающейся холодной войны; четвертые уехали во брежневские времена «золотого застоя» в поисках земли обетованной; четвертые убежали от зловещего наступления дикого капитализма 90-х…
Эмиграция, составляющая большой Русский мир, весьма и весьма разнообразна и многолика. И не все в ней интеллигенты, ностальгирующие по Родине и поддерживающие ее хотя бы на словах. Есть и мошенники, и бандиты, и просто равнодушные, которым «где хорошо – там и родина»… Русская эмиграция разная. Как и любая другая. Как и любое другое общество или страна.
Впрочем, к счастью, «плохие овцы» нашего общего «стада» не являются ни объектами, ни субъектами кинофестиваля «Русское Зарубежье». И никогда не являлись. В центре внимания его организаторов и участников всегда стояла личность, задающаяся вечными вопросами бытия: о добре и зле, о правде и лжи, о свете и тьме… В поисках ответов на них испокон веков и мучились русские люди. Причем известное «кто виноват?» стоит где-то в конце этого большого списка, несмотря на навязанное заблуждение. Русский человек не злопамятен и запросто прощает всё и вся. Кроме, наверное, убийства и предательства…
Именно таких героев уже восьмой год подряд ищет оргкомитет фестиваля. Людей Русского мира, прославивших и прославляющих его. Ищет и находит.
«Главное, мы еще раз осознали простую вещь, - заметил на закрытии нынешнего, VIII форума президент МКФ «Русское Зарубежье», известный кинорежиссер Сергей Зайцев, - что несмотря на все успехи выдающихся русских людей за рубежом, они, по самому большому счету, все равно в конце концов нужны только своему Отечеству. Поэтому, например, основатель корпорации «Ампекс», изобретатель видеомагнитофона Александр Матвеевич Понятов в конце жизни втайне от супруги часто бывал в маленьком православном храме в Паоло Альто в Калифорнии. И подолгу беседовал с его настоятелем отцом Владимиром… Как и другие русские люди, продолжавшие видеть сны на русском языке и, проснувшись, плакать тоже по-русски… Истина проста: мы нужны только своему Отечеству».

НЕПРАЗДНИЧНЫЙ ЮБИЛЕЙ
Российские соотечественники нужны своей Родине. Которая именно в последние годы дала понять это более четко и внятно. Именно поэтому такой кинофестиваль как «Русское Зарубежье», организованный Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына, киностудией «Русский путь» и компанией «Вифсаида», традиционно проводится при поддержке Министерства иностранных дел России, Правительства Москвы и Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Нынешний кинофестиваль не случайно был посвящен 100-летию начала Первой мировой войны, как отметил Сергей Зайцев, «непраздничному юбилею». И дело не только в столь значимой годовщине этой трагической даты. Как отметил в своем приветствии министр иностранных дел Сергей Лавров, «обращение форума к теме 100-летия начала Первой мировой войны – еще одно свидетельство возрождения в нашей стране исторической правды об этой трагедии, о героизме и мужестве русских воинов. Такая работа, способствующая восстановлению связи времен, востребована в интересах консолидации соотечественников, укрепления их отношений с исторической Родиной…»
Всесторонняя поддержка Русского мира – в числе безусловных внешнеполитических приоритетов России, констатировал министр.
А митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Иларион, обращаясь к участникам фестиваля, назвал Русское зарубежье – «уникальным явлением», созданным нашими соотечественниками, живущими вдали от Родины.
«Эмигранты первой волны не только образовали одну из крупнейших диаспор в мире, но и познакомили многие народы с русской культурой. Выходцы из стран исторической России сберегли и приумножили отечественные духовные и культурные традиции, добились выдающихся достижений в области литературы, музыки, балета, театра, кино и живописи, - отметил он. И особо подчеркнул. – Отрадно, что кинофестиваль «Русское зарубежье» предлагает современникам вспомнить о судьбах русской эмиграции, осмыслить место и роль соотечественников в созидании будущего России»…

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ «ГЕОПОЛИТИКИ»
VIII Международный кинофестиваль «Русское Зарубежье» проходил неделю и завершился 14 ноября в Большом зале Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына торжественной церемонией награждения лауреатов. Первым на сцену поднялся патриарх отечественной документалистики, известный российский кинорежиссер Виктор Лисакович. Его лента «Высокая ставка», мощное, монументальное историческое полотно, посвященное деятельности полевого штаба Русской армии в Первой мировой - Ставке Верховного Главнокомандующего, заслуженно получила специальный диплом Дома русского зарубежья и киностудии «Русский путь».
Именно сегодня, когда вспоминают и переосмысливают ту войну, фильм вдвойне актуален. Кинокритики отмечали тонкую и точную работу режиссера с хроникой, когда многие кадры можно считать уникальными, неизвестными широкому зрителю, когда авторский текст стилизован под хроникальный ряд и даже диалоги кажутся объективными и беспристрастными. Автор выбирает позицию наблюдателя, и такая позиция кажется очень уместной в контексте повествования…
Виктор Москвин особо подчеркнул дипломную формулировку: «За осмысление бремени верховной власти, подлинной трагедии народа и государя в последней войне Российской Империи».
Впервые на кинофестивале «Русское Зарубежье» состоялось вручение специального приза и диплома неигровому фильму, учрежденного международным журналом «Геополитика». Учредитель и издатель журнала Сергей Трусевич вручил награду молодому режиссеру фильма «Долгая дорога судьбы» Дмитрию Лю из Китайской Народной Республики.
Журнал «Геополитика» - издание общественно-политическое, и потому приоритетной темой естественно являются международные отношения, где особо выделяются вопросы Русского мира и жизни соотечественников за рубежом, подчеркнул Сергей Трусевич перед вручением приза. Именно поэтому журнал уже несколько лет тесно сотрудничает с кинофестивалем «Русское зарубежье», являясь его информационным спонсором. В этом году «Геополитика» решила упрочить эту дружбу, и в рамках кинофестиваля «Русское зарубежье» учредила специальный приз журнала для неигрового фильма.
«Критерии отбора просты: большая геополитика и сложные международные отношения государств в жизни и судьбе обычных людей, пропаганда принципов справедливого мироустройства, идей взаимопонимания и дружбы между народами, - отметил он. - Вчера в этом зале я еще раз с огромным довольствием посмотрел замечательный фильм Сергея Зайцева «Погибли за Францию». И вспомнил слова Шарля де Голля, который как-то сказал: «Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость». Это на самом деле так. Именно такими людьми являются герои фильма «Долгая дорога судьбы» режиссера из Китайской Народной Республики Дмитрия Лю. Яркая, эмоциональная картина, интересна особенно в контексте современных геополитических взаимоотношений – в свете усиления дружбы и взаимопонимания между Россией и Китаем, в свете противостояния диктату и санкциям со стороны Запада… Именно этой яркой и эмоциональной картине мы и решили присудить специальный приз журнала «Геополитика»…»
Это пронзительная и правдивая история про любовь и борьбу Елизаветы Павловны Кишкиной (в Китае она назвалась почти по русскому имени - Ли Ши) и китайского революционера Ли Лисаня, стоявшего у истоков Китайской коммунистической партии, сподвижника Мао Цзедуна. Это - бабушка и дедушка режиссера Дмитрия Лю. Причем драматургия выстроена безукоризненно и точно: автор преднамеренно субъективен к своим героям, он трогательно рассказывает о судьбе своих бабушки и дедушки, и в его субъективности есть художественная образность и национальный колорит, динамика и философская задумчивость о жизни и судьбе. Через частную семейную историю режиссер показывает историю большую. Потому что необыкновенная жизнь Елизаветы Павловны, а в этом году она отметила 100-летний юбилей, и Ли Лисаня напрямую связана с самыми значительными историческими событиями России и Китая ХХ века…
Помимо этого на кинофестивале были вручены и награды от Евразийской академии телевидения и радио. «Фестиваль соединяет нас с той Россией, которую мы, к сожалению, во многом утратили, возвращает нам ее. И это крайне важно», - отметил актуальность кинофорума президент ЕАТР Валерий Рузин. Специальными дипломами он отметил режиссера Константина Артюхова за фильм «Князь Олег. Не хочу умереть без славы» и Дмитрия Лю за фильм «Долгая дорога судьбы».
«Это, прежде всего, интернациональная любовь, любовь русской девушки к китайскому революционеру. Я идеалист и верю в искреннюю чистую любовь, в то, что она есть и будет, и этот фильм - пример этой любви, - отметил китайский режиссер, подчеркнув, что был счастлив получить две награды такого престижного международного кинофестиваля. - Уже завтра я улетаю в Пекин. И первое, что сделаю, прилетев туда, навещу бабушку и покажу ей эти награды».

«НИКОЛАЙ ГРЕШНЫЙ» - ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
В конкурсной и программе VIII МКФ «Русское Зарубежье» участвовали четыре игровые и пятнадцать документальных картин, во внеконкурсной – восемь лент. Причем главный приз кинофестиваля – бронзовая скульптура Галины Шилиной «Философский пароход» – вручается в номинациях лучший документальный фильм и лучший игровой.
Первый пароход уплыл к документальной ленте. Жюри конкурса неигровых фильмов в составе режиссера-документалиста, президента Ассоциации документального кино СК РФ Галины Леонтьевой (председатель жюри), главного редактора журнала «Геополитика», писателя и публициста Елены Сазанович и пресс-секретаря Координационного совета российских соотечественников Гамбурга, журналиста Валентины Мюллер (Германия) было единодушно в своем решении.
«Организация фестиваля прошла на великолепном уровне. Случайных картин не было, каждая получила отклик в наших сердцах и, конечно же, любая из них найдет своего зрителя», - подчеркнула Галина Леонтьева.
«Это – особый вид искусства, в котором есть своя, особая тайна, - призналась в любви к документальному кино Елена Сазанович. - Тайна и прелесть этого искусства в том, что никогда в конце фильма не напишешь «Конец фильма». Оно бесконечно. Потому что зритель, увидев документальный фильм и заинтересовавшись либо каким-то фактом, либо судьбой какой-то героя, либо каким-то событием обязательно продолжит документальную ленту, изучая эту тему. Потому в документальном кино нет законченности…» К слову, и директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, отметив значимость мероприятия, поблагодарил всех авторов фильмов – «это настоящие подвижники, которые работают во имя русской культуры и во имя России».
«Трогательно и с любовью вы рассказали о русском зарубежье, - так охарактеризовала кинофестиваль Валентина Мюллер. - Я смотрела фильмы глазами человека русской эмиграции, 20 лет прожившего в Германии… Иногда можно задать себе же вопрос: а сколько осталось русского в нас, людях, проживающих за рубежом? Мы впитали в себя другое мировоззрение, культуру, другой язык. Но, тем не менее, русский дух преобладает надо всем! Мы смотрим русское телевидение, читаем русскую прессу, общаемся между собой на русском языке. Мы говорим с нашими детьми по-русски, они ходят в русские школы, мы отправляем их учится в Россию, они женятся и выходят замуж за наших соотечественников. Во всех дискуссиях, касающихся это очень часто заканчивается синяками и ссадинами…»
В итоге главный приз и диплом лучшей документальной ленты получил режиссер из Франции Владимир Козлов за фильм «Николай Грешный». В силу объективных обстоятельств сам автор не смог приехать, поэтому награду получила продюсер ленты, генеральный директор кинокомпании «Скрин-Фильм» Светлана Кузнецова, тепло поблагодарившая оргкомитет за прекрасную подготовку фестиваля и жюри неигрового конкурса за выбор их картины в качестве победителя. «Мы очень горды и очень ценим то, что в очередной раз смогли принять участие в фестивале «Русское зарубежье», - подчеркнула она.
Объявляя победителя, Галина Леонтьева сравнила этот фильм с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского: «Это - путь художника, осознание художником себя, поиск себя в этом мире, пройденный философский путь, и в то же время смелость режиссера в организации картины, в подаче кадра. Именно смелость, потому что не каждый режиссер поставит себя в такую же ситуацию, в какую ставит себя герой в поисках своего пути».
«Николай Грешный» - документальная картина режиссера Владимира Козлова о русском эмигранте, одном из самых талантливых и своеобразных художников ХХ века, создателе фресок Николае Грешном.
Сын потомственных иконописцев-старообрядцев с Днестра, корни которых восходят к XVI веку, и в эмиграции он не оставил своего занятия и в течение жизни расписал более 80 церквей и часовен на юго-западе Франции. Его сын Миша, унаследовавший дар, продолжил дело отца.
Без сомнения, фильм явно выделяется среди других конкурсных картин, и прежде всего своей необычной стилистикой и яркой образностью. Образ героя выстраивается скрупулезно и вместе с тем выпукло, эмоционально. Причем эмоциональность достигается за счет искусной операторской работы и столкновений "воспоминаний" разных героев об одном человеке. Да и сам Николай Грешный – не просто талантливый, а необычный, неординарный человек.
Специальным дипломом жюри конкурса неигровых фильмов (своеобразное второе место кинофестиваля «Русское Зарубежье») был награжден российский режиссер Иван Твердовский за фильм «Начать жизнь сначала».
Интересный фильм о необыкновенной жизни одной семьи, котороую судьба разбросала по разным уголкам мира, - семьи Орбелянов. Старший брат, Гарри, пережив во время Второй мировой окружение и немецкий плен, после войны вынужден был отправиться за океан, в Америку, где, начав с работы уборщиком, смог сделать бизнес-карьеру риэлтора и даже стать вице-президентом Торговой палаты Калифорнии. На этом посту он многое сделал для налаживания и упрочения контактов американских и российских предпринимателей. Его младший брат, Константин, оставшийся в СССР без родителей и брата, годами упорно боролся за свое призвание музыканта, став в итоге известным композитором и Народным артистом СССР. Также весьма интересна и судьба сына Гарри – Константина, который в юношеском возрасте уехал в Союз учится в консерватории, а уже в настоящее время, став известным музыкантом с мировым именем, он вернулся в Россию, чтобы работать здесь и приумножать славу своей Родины.
Также дипломами Дома русского зарубежья и киностудии «Русский путь» были награждены участники творческой группы документального фильма «Князь Олег. Не хочу умереть без славы» композитор Сергей Баневич за музыку к этой ленте и кинооператор Николай Волков за операторскую работу. Тонкая лента о трагической судьбе Олега Константиновича, сына великого князя Константина Константиновича, единственного представителя императорского дома Романовых, героически погибшего в самом начале Первой мировой войны осенью 1914 года…
Кстати, аналогичный диплом получил и Кирилл Плетнев как лучший актер второго плана за роль в конкурсном игровом фильме «Форт Росс. В поисках приключений».

ОТКРЫТОСТЬ И ЗАГАДОЧНОСТЬ РУССКОЙ ДУШИ
Помимо отмеченных наградами нельзя не коснуться еще нескольких конкурсных картин, достойных того. Это прежде всего «Крещение ведомого» режиссера Алексея Васильева из Казахстана.
Тонкая, очень эмоциональная лента об искреннем, умном, истинно православном человеке, который после нескольких серьезных ударов судьбы нашел в себе силы не только выстоять, но и стал помогать это делать другим. Именно таких людей – честных, отзывчивых, добрых, готовых на самопожертвование – очень не хватает современному обществу. Это - фильм не просто о человеке, который пришел к вере, а о самой вере, способной изменять жизнь человека к лучшему. Об отце Михаиле Балакшие, настоятеле храма в городе Караганде (Казахстан), человеке неординарном и талантливом.
Чтобы найти в себе силы вдохновить других и построить православный храм в азиатской степи, нужно иметь в сердце веру. А для этого нашему герою свыше было дано воскреснуть, после того, как он дважды почти погиб: сначала при смертельном ударе о землю в кабине боевого истребителя, а потом в тисках пьяного угара и смятения… Без сомнения, этот чистый и честный фильм был достоин получить награду и «Русского Зарубежья». Не удалось. Но уверен, что впереди у этой ленты еще много призов.
Весьма интересны и оригинальны картины «В поисках Рубакина» (режиссеры Томас Лахусен, Сюзан Соломон, Канада) и «Петр Шумов. Черно-белая судьба» (режиссер Людмила Клинова, Беларусь). Они даже чем-то похожи - то ли судьбами героев, то ли вызванными обстоятельствами, то ли временной стилистикой. И даже загадкой, даже тайной, едва наметившейся в фильмах, но так до конца и не проясненной…
Первый фильм о загадочной личности Александра Рубакина, жившего везде и нигде, на пересечении границ. Он бежал из царской тюрьмы, был лояльным служащим советского Наркомздрава во Франции, вошел во французский высший свет благодаря удачному браку, работал экспертом Лиги Наций в Женеве, был стипендиатом Фонда Рокфеллера в Нью-Йорке, военнопленным французских концлагерей в Пиренеях и Алжире, и, наконец, сотрудником Академии медицинских наук в Москве с правом выезда за границу… Причем одна из интриг создания этого фильм в том, что его авторы – канадцы вдруг заинтересовались судьбой советского гражданина, пусть и неординарной. Почему? Вопрос повисает в воздухе…
У Петра Шумова судьба несколько иная, хотя такая же необычная. Зимой 1911 года американская танцовщица Айседора Дункан привела в мастерскую Огюста Родена незнакомого мужчину с фотоаппаратом. Великий скульптор одобрил его снимки и нанял личным фотографом, не подозревая, что дал работу опасному политическому преступнику, эмигранту из Российской Империи… Его звали Петр Шумов. Он родился в Гродно, был известным революционером и руководил Польской партией социалистов. Правда, после переезда в Париж и увлечением фотографией его революционная настроенность постепенно исчезла. Или это была всего лишь маскировка? Или просто так посчитали авторы картины?..

«МАРУСЯ» - ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ
Жюри конкурса игровых картин на этот раз составили кинорежиссер Вячеслав Росс (председатель жюри), Заслуженный деятель искусств России, композитор Григорий Гладков и главный редактор журнала «Единение» Владимир Кузьмин (Австралия).
«Фильмы были очень разные, но мы выработали правила, по которым оцениваем картины – заявленная тема и ее раскрытие, и художественное решение. Мастеровитость и профессионализм режиссера для нас были на втором месте, потому что хотелось поддержать талант, который, может, не все еще умеет в профессии, но уже чувствуется своей свежестью художественных решений», - констатировал глава жюри. - Заметьте, какие светлые лица у режиссеров в каталоге фестиваля и такие же лица у зрителей в зале – это очень светлый фестиваль, направленный к нашим корням, к нашей памяти».
«Я уезжаю с фестиваля с большим количеством новых друзей, которых я встретил здесь, и увожу с собой в сердце всех тех героев, замечательных русских людей, о которых рассказывают эти фильмы, - заметил Владимир Кузьмин с русско-австралийской грустью в голосе. - И если бы не было такого фестиваля, то, думаю, ни я, ни многие другие о них никогда бы и не узнали. Эти люди – гордость русского народа. И хотелось, чтобы после фестиваля эти фильмы не легли на полку, а показывались, причем и за рубежом. Надеюсь, что когда-нибудь так и будет…»
Интригу окончательного решения несколько развеял Григорий Гладков, отметивший, что «жюри наше было замечательным, а его председатель – просто несгибаемым». И когда голоса членов игрового жюри (и по главному призу, и по специальному диплому жюри) разделились ровно пополам, то исход решил дополнительный голос председателя. «Впрочем, мы доверяем нашему председателю, - подчеркнул Григорий Гладков. – Он все-таки самый профессиональный человек в этом плане из всех нас».
В итоге «борьбы голосов» в игровом жюри второй «философский пароход» уплыл в ту же Францию: диплом и главный приз жюри конкурса игровых фильмов VIII МКФ «Русское Зарубежье» достался французскому режиссеру Еве Перволовичи за фильм «Маруся». Специальным дипломом жюри был награжден американский режиссер Дэвид Грубин за фильм «Даунтаун Экспресс»…
«Несколько раз во время фестиваля на показах я видел в зале на глазах зрителей слезы. Это говорит о том, что мы с вами поняли что-то важное, причем не только головой, но и сердцем, - отметил Сергей Зайцев. – Сын участника Первой мировой войны, общественный деятель, публицист и политолог из Аргентины Игорь Андрушкевич, недавно побывавший в Доме русского зарубежья, сказал: «На исходе жизни я понимаю, что исполнил завещание отца – жить, чтобы служить России». И наша работа нацелена на то, чтобы память и знание об этой войне сохранялись. Чтобы и наши дети, умея сопереживать предкам, претерпевшим изгнание, скитания, утраты, в свое время имели честь и право сказать: «Мы жили, чтобы служить России».
Нельзя также не упомянуть замечательные концертные номера, сопровождавшие торжественную церемонию награждения и закрытия кинофестиваля. Например, ностальгически трогательную песню «Воздухоплавательный парк» в прекрасном исполнении Григория Гладкова (которую он сочинил на стихи Александра Кушнера). «Вначале я думал, что это место – фантазия автора, - рассказал композитор историю песни. – Но потом оказалось, что это очень важное для истории России реальное место в Питере, если можно так сказать, первый Байконур России. Именно там поднимались в воздух первые летательные аппараты, аэропланы, дирижабли. И именно оттуда наша страна шагнула в космос… Сейчас от парка практически ничего не осталось. Но отсюда начался наш прорыв в будущее…» Зрители очень тепло встретили и известную антивоенную американскую песню Пита Сигера «Where Have All The Flowers Gone», которую Григорий Гладков исполнил дуэтом с дочерью Александрой. К слову, оказалось, что сюжет автор позаимствовал из донской баллады «Коляда, коляда…», которая упоминается в шолоховском «Тихом Доне».
Запомнились и полюбились зрителям также и выступления самобытного русского музыканта и певца Владимира Топорова и Заслуженного артиста Республики Крым Константина Фролова, особенно его концерт, специально включенный в программу фестиваля.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЮЛ
А начался фестиваль с праздника. С вручения медали имени Михаила Александровича Чехова «За выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства» – награды, учрежденной в 2008 году Домом русского зарубежья и киностудией «Русский путь». В свое время ее получали актриса Джоанна Мерлин (США), Народный артист России Никита Михалков, Народный артист России Сергей Юрский, актриса Марина Влади (Франция), драматург и поэт Тонино Гуэрра (Италия), Народный артист РСФСР Николай Караченцов, Народный артист СССР, кинооператор Владислав Микоша, Народный артист СССР Владимир Этуш, актриса Хелен Миррен (Великобритания), художник Кирилл Арнштам (Франция), Народная артистка СССР Галина Вешневская, композитор Горан Брегович (Сербия), Народный артист СССР Юрий Соломин, Народный артист России Георгий Натансон.
В этом году медаль была присуждена артисту театра и кино, американскому актеру русского происхождения Юлу Бриннеру, обладателю премии "Оскар", известному миру ролями в таких фильмах, как "Великолепная семерка" (1960), "Возвращение великолепной семерки" (1966),"Король и я" (1956), "Соломон и царица Савская" (1959).
Юлий Борисович Бринер родился в 1920 году во Владивостоке (вторая «н» в фамилии будет прибавлена позже, в Америке). Когда мальчику было четыре года, его отец, Борис Бринер, оставил жену с детьми и уехал в Харбин с новой пассией – артисткой Екатериной Корнаковой. Мать Маруся так и не смогла оправиться от удара, обстановка в семье была удручающей. Все происходящее маленький Юлий запомнил навсегда, и эта детская травма впоследствии очень мучила его. В середине 20-х годов Юлий с матерью и сестрой Верой также перебрался в Харбин, а в 1930-м семья уехала в Европу, во Францию. В Париже они познакомились с известной семьей цыганских артистов – Димитриевичами. Большое влияние на Юла оказала дружба с Алешей Димитриевичем, научившим его, среди прочих вещей, цыганской философии.
Первое время Юл работал акробатом в цирке, а по вечерам выступал на сцене вместе с Алешей. Исполняя один из цирковых номеров, он упал и повредил позвоночник, поэтому о цирковой карьере пришлось забыть. Тогда он устроился рабочим в русский театр, после чего решил стать актером, причем уроки актерского мастерства хотел брать у выдающегося артиста и педагога Михаила Чехова. В 40-е годы, в разгар Второй мировой войны, уехал за Чеховым сначала в Англию, затем в США. В Америке он встретился с молодой киноактрисой Вирджинией Гилмор. В браке с ней у Юла родился единственный сын Рок. Мальчик рос и воспитывался в американском духе, посещал американскую школу. А вообще, как и у всех актерских отпрысков, детство его протекало в основном за кулисами. Юл никогда не говорил с сыном по-русски: в разгар холодной войны это было опасно.
По свидетельству Рока, в Америке они чувствовали себя настоящими американцами (плоды цыганской философии Димитриевичей: «дом там, где ты»). В 1951 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Король и я» с Юлом Бриннером в одной из заглавных ролей, превратившей его в популярного артиста. В 1956 году по этой пьесе был снят фильм, за роль в котором Юл получил награду Американской киноакадемии – «Оскар». Далее были совместные работы с выдающимися актрисами эпохи: «Анастасия» с Ингрид Бергман, «Соломон и царица Савская» с Джиной Лоллобриджидой.
Юл Бриннер ушел из жизни в 1985 году в Нью-Йорке, после продолжительной болезни (рак легких). Его личная жизнь была столь же бурной, как и творческая: он был женат четырежды и, по утверждению Рока, «не был верен ни одной из своих жен». Существует множество версий о происхождении и жизни Юла Бриннера. Это потому, что каждый раз он рассказывал журналистам новую историю собственной жизни (и это тоже плоды цыганского воспитания: говорить правду, но по-цыгански). Лишь однажды Юл поведал сыну, как всё было на самом деле, рассказал о семье, об отце и матери, и о своем детском одиночестве. И эта – настоящая, непридуманная – жизнь оказалась не так уж и романтична и безоблачна.
Вообще отец и сын удивительно похожи: Рок ничуть не менее обаятелен и артистичен, чем его знаменитый отец. Он выступает с театральными и музыкальными проектами, занимается литературной деятельностью, преподает гуманитарные науки в одном из колледжей США, принимает участие в международных фестивалях и презентациях.
На вручение Рок Бриннер был приглашен как почетный гость VIII Международного кинофестиваля "Русское зарубежье", которому и была передана медаль имени Михаила Александровича Чехова. В рамках внеконкурсной программы была показана картина киностудии "Русский путь" "Юл Бриннер: душа бродяги"– первый русскоязычный фильм о Юле Бриннере, прошла фотодокументальная выставка «Юл Бриннер - русский король Голливуда».
«Я счастлив получить такую высокую награду», - поблагодарил Рок Бриннер организаторов фестиваля и оргкомитет по присуждению этой медали. И особо подчеркнул, что по мере своих сил и возможностей он всегда, участвуя в различных фестивалях, форумах и встречах, старается упрочить российско-американские отношения. Это, по его словам, является в сегодняшнее весьма непростое время весьма актуальной задачей. «И я всегда с гордостью и ответственностью ношу на лацкане пиджака этот значок, символизирующий дружбу наших народов», - заметил Рок, и показал значок из двух развивающихся флагов – России и США. Значок будто птица, символизирующая дружбу и взаимопонимание между нашими странами.
Как птица, символизирующая дружбу и взаимопонимание между всеми странами на нашей планете. Как те птицы, которые помогали путешествовать Маленькому принцу с планеты на планету в сказке Сент-Экзюпери. Где есть и планета людей. Русских в том числе. ▲

Просмотров: 4932 | Добавил: geopolitik | Теги: Елена Сазанович | Рейтинг: 5.0/75
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Новый
«Гайдебуровский старик» -
новый роман
Елены Сазанович
в журнале «Юность»
(январь-июнь, 2012)


Победа!
 
 

ГЕОПОЛИТИКА
Утром в Москве, на Центральном аэродроме приземляется самолет летчика А.И. Семенкова, который доставляет акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В 6 часов утра диктор Левитан объявляет о победе в войне с гитлеровской Германией. Распоряжением Главного управления местной противовоздушной обороны НКВД СССР отменяется "угрожаемое положение" на всей территории Советского Союза. В Москве вечером звучит Салют Победы. Победные салюты во время войны были трех классов: первый - 24 залпа из 324 орудий (в честь освобождения столиц союзных республик, столиц других государств и в честь особо выдающихся событий, всего за войну их было 23). Второй - 20 залпов из 224 орудий (звучали 210 раз) и третий - 12 залпов из 124 орудий (звучали 122 раза). Самым величественным становится салют 9 мая 1945 - 30 залпов из тысячи орудий.
От Советского Информбюро: «Между Тукумсом и Либавой Курляндская группа немецких войск в составе 16 и 18 немецких армий под командованием генерала от инфантерии Гильперта с 23 часов 8 мая сего года прекратила сопротивление и начала передавать личный состав и боевую технику войскам Ленинградского фронта…К вечеру 9 мая войскам фронта сдалось в плен более 45.000 немецких солдат и офицеров. Прием пленных продолжается… Войска 1-го Украинского фронта, в результате стремительного ночного маневра танковых соединений и пехоты, сломили сопротивление противника и 9 мая в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прагу…» Военнослужащие 7-ой армии США арестовывают "нациста №2" Германа Геринга… В Реймсе адмирал Г.фон Фридбург подписывает капитуляцию немецкого военного флота. В Копенгагене сдается последний немецкий военный корабль "Принц Евгений"…
Учреждаются медали "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Медалью "За Победу над Германией" будет награждено 14 900 000 человек. 9 мая был установлен и введен в церковный календарь Архиерейским собором 1995 года как День поминовения "усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших" на полях сражений Великой Отечественной войны.
Иллюстрация: Б.Иогансон «Праздник Победы» (1947)

Полный текст материала
«Победа!»
читайте на главной странице


Поиск
Разные сайты
  • Все для веб-мастера
     
  • Программы для всех
     
  • Мир развлечений
     
  • Лучшие сайты Рунета
     
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика


    Cайт - участник Кольца Патриотических Ресурсов Кольцо Патриотических Ресурсов

    Издательство Алгоритм

    Вячеслав Манягин

    Лисичкины странички

    Доски объявлений, бесплатные объявления, дать объявление - 495ru.ru


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz